Американцы придумали, как бороться со школьной неуспеваемостью

Учиться в американской школе проще, чем в российской. Однако и оттуда ежедневно отчисляются семь тысяч старшеклассников. Остановить массовый исход из среднего образования несложно, уверяют педагоги и социологи США – надо лишь дополнить обучение воспитанием чувства гражданской ответственности, цитирует результаты последних исследований американская газета The Christian Science Monitor.

Исследуя феномен школьного двоечника и неудачника, американские ученые пришли к выводу: истоки его проблем лежат не столько в интеллектуальной, сколько в морально-нравственной сфере. Проще говоря, оболтус-старшеклассник вылетает из школы не по своей тупости, а потому, что ему не хватает гражданской ответственности. За ее воспитание и взялись американцы.

Лучше всего активную гражданскую позицию воспитывает не теория, а практика, решили они. А, значит, ею надо разбавить традиционные школьные уроки. Так в системе среднего образования появилось направление с условным названием Обучение основам службы и с обширными практическими отработками. Суть новой методики – соединение классных занятий с практической работой в муниципальных учреждениях или местных общинах. Теоретические знания, по замыслу разработчиков, помогают работе, а полученный опыт облегчает и углубляет усвоение новых знаний. Таким образом ребята одновременно занимаются социально важным трудом, обогащают свой теоретический багаж и развивают чувство гражданской ответственности, подчеркивают они.

Например, в рамках новой образовательной методики школьники помогают собирать городской мусор. С одной стороны, они добровольно и безвозмездно помогают своему муниципалитету, что крайне важно и ценно само по себе. Но в школе они еще и подкрепляют работу теоретическими знаниями – скажем, анализируют состав отбросов и возможные способы их утилизации, а также пути очищения воды. Сбор мусора превратился в практическое изучение основ экологии и борьбу с загрязнением окружающей среды.

Но это еще не все. Общение с местными жителями дает старшеклассникам еще один важный навык – умение выстраивать социальные отношения. А это еще больше расширяет основу их будущей деятельности – во взрослой жизни прошедшие такой курс легко освоятся как в политике или социальной сфере, так и в науке или защите окружающей среды, считают ученые.

По словам исследователей, новая методика уже себя оправдала. Последние опросы старшеклассников, включая так называемую «группу риска», подтверждают: 82% обучающихся основам муниципальной службы улучшили свое мнение о школе. 77% заявили, что новая методика образования усилила их мотивацию на учебу и дальнейшую карьеру, а 64% убеждены, что именно основы муниципальной службы удержали их от того, чтобы бросить школу.

Таким образом, подчеркивают исследователи, новая методика среднего образования позволит значительно снизить количество бросивших школу, повысить посещаемость и мотивацию школьников, усилить их интерес к учебе, а, значит, поможет занять их делом, укрепит среду, свободную от поведенческих патологий и преступности. А это значит, что эксперимент с обучением основам службы надо расширять.

Впрочем, пока по новой методике учатся лишь 16% всех школьников США и лишь 8% учащихся самых проблемных школ. Между тем около трети всех старшеклассников американских школ и около половины представителей нацменьшинства не могут закончить школу и получить среднее образование. Впоследствии большинство из них выпадают не только из социальной, но и из общественной жизни – не имеют постоянной работы, не ходят на выборы, не участвуют в волонтерских движениях. Именно они и составляют резерв для пополнения преступной среды США, подчеркивают ученые.

К американскому опыту, возможно, стоит прислушаться и России. Уже в 2009 году в штатный режим вступит ЕГЭ, а, значит, не менее чем каждый пятый выпускник останется без аттестата о среднем образовании. По дан6ным Рособрнадзора, ежегодно не менее 20% получают «двойки» по математике, столько же – по литературе и почти столько же – по физике.