Чиновников простимулируют зарплатой
Начиная с 2014 года, правительство планирует ввести новый порядок оплаты труда отечественных бюрократов
Вопрос оплаты труда чиновников всегда занимал лучшие умы отечества. Их то сокращали, то набирали опять, то вводили надбавки, то присваивали классные чины, а проще говоря, возрождали старую табель о рангах, то устанавливали особые пенсии. Но изваять всеми этими мерами нового эффективного чиновника так и не удалось. Сами же чиновники с начала новейших времен завидовали зарплатам в коммерческом секторе, полагая, что делают то же самое, а получают гораздо меньше. Наверное, здесь и берет начало расцвет коррупции, на которую чиновники смотрят как на уравнивание шансов.
Но скоро все должно измениться. Накануне на сайте «Российской газеты появился проект постановления кабинета министров, согласно которому с 2014 года вводится новый порядок оплаты труда чиновников. Их денежное содержание будет состоять из четырех частей: должностной оклад, оклад за классный чин, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и премия, размер которой зависит от достижения установленных показателей.
В проекте содержится 11 критериев, по которым надлежит измерять труд чиновника. Одним из них является «степень соответствия стратегическим ориентирам долгосрочного социально-экономического развития, основным макроэкономическим параметрам инновационного развития до 2020 года» и другим положениям Стратегии-2020.
Весьма расплывчатая формулировка, которую и дочитать-то до конца непросто и уж совсем непонятно, как применять. Радует также доплата за причастность к гостайне. Почему-то кажется, что ради ее получения таинственным могут сделать то, что раньше таковым не являлось. Например, схему городских коммуникаций или некоторые статистические данные.
Еще в проекте содержатся специальные математические формулы, по которым также будет высчитываться успех работы служащего. Добившийся оценки «отлично» получит 100% премии. «Хорошист» — 75% поощрения. Но чиновному «троечнику» премии уже не видать. Пожалуйте, барин, получить голый оклад. О том, на что может рассчитывать «двоечник», ничего не говорится, хотя логично было бы выдать ему лишь половину зарплаты.
Оценивать «достижения» чиновника будут члены «общественных комиссий», которые должны создаваться при каждом госоргане – и на региональном, и на городском уровне. Вошедшие в них представители общественности, бизнеса и науки, ежемесячно опираясь на критерии правительства, будут ставить каждому чиновнику хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценку, от которой и будет зависеть его доход.
Это положение как будто бы взято из устава кампанелловского «Города солнца». Так и видишь спешащих на заседания «представителей общественности, бизнеса и науки», а также переминающихся с ноги на ногу чиновников, ожидающих своей очереди под дверью.
Законопроект о новой системе оплаты еще в июле был внесен правительством в Госдуму и, вероятно, будет рассмотрен еще этим созывом палаты. Проект готовит к голосованию комитет по экономической политике и предпринимательству, первый зампред которого Александр Головнев оценивает его весьма положительно, пишет газета «Взгляд».
«В целом я поддерживаю концепцию, разработанную правительством. Она абсолютно правильная. В бизнесе уже давно работа того или иного руководителя оценивается по четким критериям, которые записаны в контракте. И таким образом, исходя из собственных показателей, человек легко может определить, какой будет его заработная плата. Но этот процесс в госструктурах, скорее всего, окажется не очень быстрым. Ведь российские госслужащие уже привыкли жить на оклад и знать, что любые неудачи и промахи можно свалить на подчиненных или смежников. Сейчас все будет зависеть от того, кто войдет в экспертные советы при каждой из госструктур и для чего эти люди захотят туда войти. Но в целом тренд абсолютно верный», — говорит депутат.
Он не сомневается, что зарплаты неэффективных чиновников останутся прежними, а вот эффективных ожидают светлые времена. «Неправильно же, что в коммерческих структурах люди, занимающие аналогичные позиции, получают в десятки раз больше! Зачем обманывать самих себя? Ведь у тех, кто работает в госсекторе, тоже есть дети и родители. Поэтому зарплата госслужащих, которые выходят на работу в выходные, засиживаются на работе допоздна, должна быть приближена к уровню частного сектора».
Опять зависть к бизнесу. Здесь следует заметить, что у депутата сложилось какое-то искаженно представление о коммерческих структурах. На самом деле, все уже давно выровнялось, и нет никаких «десятков раз», если только речь не идет о самой верхушке руководства крупных компаний, но то – разговор особый. Да и верхушка госкорпораций тоже получает не слабо, о чем СМИ пишут постоянно в сезон выплаты их обильных бонусов.
Что же касается обычного бизнеса, то между ним и чиновничеством существует огромная разница, которую последние в упор отказываются видеть. Состоит она в том, что бизнес, — сам по себе, как гласит поговорка, «что потопает, то и полопает», разориться может в любой момент, и разоряется, о чем свидетельствуют вдруг исчезающие с торговых площадей арендаторы, а с рынка – товары. А чиновник за государством – как за каменной стеной. Любые его просчеты и ошибки не будут иметь фатальных последствий, ибо «контора», в которой он работает, не разорится никогда и всегда будет исправно получать госфинансирование.
Депутат уверен, что несмотря на наличие в России гигантского количества чиновников, повышение их зарплаты не вызовет роста социальной напряженности. «Если данные министерств и ведомств демонстрируют хорошие показатели труда чиновников, которые заметны абсолютно всем, то их зарплата должна расти. Иначе мы столкнемся с тем, что успешных менеджеров будут попросту перекупать с госслужбы коммерческие структуры, что обществу точно невыгодно. Нельзя в каждом чиновнике видеть бюрократа и взяточника, многие госслужащие приносят ощутимую экономическую прибыль стране, и это нужно учитывать», — говорит он.
Заместитель председателя Федерация независимых профсоюзов России Нина Кузьмина, напротив, утверждает, что конкретные критерии оценки можно подогнать так, что формально чиновник получит право на повышенные выплаты, а реального улучшения работы не будет. Например, если чиновнику службы занятости поставить в показатель низкий уровень квалифицированных безработных, то для достижения этого можно придумать множество барьеров, чтобы человек мог встать на учет в качестве безработного.
Общественные советы, считает она, тоже можно приручить. С одной стороны, в них могут запросто попасть представители профсоюзов, а с другой – родственники этих самых чиновников. Она ожидает путаницы с критериями оценки и говорит, что навести порядок в этой запутанной сфере, будет крайне сложно.
Впрочем, существуют критерии, которые очевидны для всех и подтасовать которые будет крайне сложно, поскольку они объективны и универсальны. Например, средняя продолжительность жизни граждан, уровень рождаемости, процент собираемости налогов, уровень жизни, уровень преступности, место России в международном рейтинге коррупции и другие подобные. Как только они неусыпными стараниями нашей чиновной братии придут в порядок, пусть повышают себя зарплаты кратно. А пока этого не произошло, оценка одна – работают плохо и повышать не за что.