Евросоюз хочет от России «бесплатного неба»

Евросоюз очень желал бы, чтобы Россия перестала брать деньги за пролет иностранных авиалайнеров над своей территорией. Об этом заявил представитель ЕС по вопросам торговли Питер Мендельсон. Еврокомиссар напомнил, что Москва подписала соответствующие соглашения, однако пока не начала их исполнять. И вот если бы Москва все-таки начала их исполнять, втолковывает Питер Мендельсон, это стало бы «большим шагом в развитии экономического сотрудничества между Россией и Европейским союзом».

Собственно, кто бы сомневался, что иностранцам гораздо приятнее летать над бескрайней российской Сибирью бесплатно, нежели за деньги (к слову, не такие большие). Сегодня транссибирские (то есть, по сути, трансконтинентальные) перелеты осуществляют около двух десятков иностранных компаний. И все за это платят. Одни из них – европейские, другие – азиатские. Что понятно, поскольку Сибирь является удобным коридором именно для перелетов из Европы в Азию и наоборот.

В 2004 году Россия завершила переговоры с Евросоюзом о своем присоединении к ВТО. Евросоюз дал Москве «добро» на вступление, а та в ответ взяла на себя обязательства отменить плату за транзитные перелеты. В 2007 году Россия подтвердила свое намерение, подписав на эту тему очередной документ.

Казалось бы, ситуация простая: подписался – выполняй. Однако руководитель Центра европейских исследований Владимир Белов полагает, что ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд: «Несмотря на то, что Россия подписала соглашение с Евросоюзом о том, что авиакомпании могут пользоваться правом бесплатного пролета, мне кажется, здесь много технических вопросов, скрытых от взгляда широкой общественности. (1.03) Россия – это особый случай. Надо все-таки рассматривать те расстояния, которые суда пролетают над Россией. По поводу того, что бесплатный пролет должен иметь право на существование, никто не оспаривает. Но, тем не менее, надо ставить вопрос о технических проблемах, а именно о сопровождении данных судов, соответственно о работе российских диспетчеров и так далее. Кто несет эти издержки? А, как известно, отслеживание большого количества судов на таких расстояниях, передача их из одного пункта в другой стоит больших денег».

Для сравнения. Весь Евросоюз умещается в трех часовых поясах. Такая далеко не маленькая страна как Соединенные штаты (без Аляски) – в четырех, с Аляской – в пяти. А Россия (с Калининградской областью) занимает 11 часовых поясов. Из них 8 приходятся на Сибирь и Дальний Восток. Диспетчерское обслуживание столь масштабного коридора – дело совсем не дешевое. То есть получается так. Богатый Евросоюз и растущие азиатские страны будут к своему обоюдному удовольствию пользоваться российским воздушным пространством, а Россия будет платить за функционирование этого пространства. С точки зрения Еврокомиссии, так правильно. Однако, по мнению эксперта Владимира Белова, еврокомиссары пытаются политизировать техническую проблему: «Из конкретного технического вопроса делают опять политическую проблему, которая используется для того, чтобы надавить на Россию, выторговать какие-то очередные уступки, показать, что Россия якобы ненадежный партнер».

Обратим внимание на еще одно обстоятельство. Соглашение о «бесплатном небе» было частью пакета по присоединению России к ВТО. Куда Россию пока так и не приняли. Более того, переговоры постоянно затягиваются. То есть свое главное обязательство (присоединить Россию к ВТО) Запад не выполняет, а от России требует экономических «жертв» уже сегодня. Если вести дела, как говорят в России, «по-честному», то подход должен быть такой: будет ВТО – будет и «бесплатное небо».