«Горе от ума» по-армянски
Эксперты, педагоги и родители критикуют 12-летнюю систему школьного образования в Армении, к которой республика перешла в середине 2000-х.
Школьные программы часто меняются в соответствии с духом времени. И маленькой Закавказской республике очень трудно дается переход на трехступенчатое образование, согласно которому ребята должны посещать начальную школу (1-4 классы), среднюю школу (5-9) и старшую школу (9-12).
Говорят, образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют. Кто-то из современников подметил, что если бы Ломоносов родился в конце ХХ века, то ему не хватило бы денег даже на дорогу до университета, не говоря уже о взятках преподавателям и об услугах репетиторов. И осталась бы от него потомкам только одна смешная фамилия. Интересно, что сказал бы знаменитый самородок о системе образования, окажись он в нашем столетии? Наверное, грустно покачал бы головой.
Интеллектуальная катастрофа
Из-за последних реформ в Армении уже не то что бы способных учеников, знающих учителей днем с огнем не сыщешь. Интеллигентная прослойка общества, которая с каждым годом становится все тоньше, бьет тревогу, говоря об угрозе интеллектуальной безопасности страны. Иностранные эксперты в один голос заявляют: страна, обделенная нефтью и газом, должна сделать ставку на человеческий капитал. Но вот вопрос: из кого его сколачивать?
Учительница младших классов одной из столичных школ Анаит Сарибекян грустно расказывает: «Реформаторы из Министерства образования угробили все лучшее, что было и еще осталось от хорошей советской системы образования. Школа – это зеркало общества, но нынешняя система образования имеет целый ряд недостатков. Из-за 12-летки пятилетние малыши вместо того, чтобы посещать детский сад, должны «грызть гранит науки» за школьными партами. Это не система образования, а ясли! Не говорю уже о программе обучения. Она явно растянутая и неинтересная. Да и почти все преподаватели пенсионного возраста, старой закваски, они не приемлют реформ и боятся их как черт ладана. А знаете, как проводят аттестацию директоров школ районные отделы образования? Никак. Для чиновников накрывают стол и провожают с улыбкой до следующего года. Все об этом знают: и учителя, и родители. Но молчат, не хотят наживать врагов».
Как быть и кто виноват?
Беседуя с корреспондентом КАВПОЛИТА и делясь наболевшим, учителя просили, однако, не называть их имена. Оказалось, что большинство педагогов считают себя самыми ущемленными в заработной плате. Ведь сегодня средняя заработная плата учителей в армянских школах составляет всего 50 тысяч драмов (120 долларов). При этом поражает, что чиновники постоянно сравнивают нашу систему образования с европейской или американской. Интересно, знают ли в Министерстве образования о том, что, например, в США педагоги за неделю работы получают 1000 долларов!
Учителя рассказывают: «Самое интересное, что каждый месяц начальство заставляет нас приобретать лотерейные билеты. Зачем принуждать учителей с их мизерными заработками тратить жалкие крохи на непонятные розыгрыши?»
«Во все времена Армения славилась сильной системой образования. Но последние реформы окончательно ее добили», — считают педагоги.
Учительница Анжела Мартиросовна рассказывает: «Меня крайне возмущает наплевательское отношение нашего государства к педагогам. Почему у представителей этой самой светлой, высокой профессии такая низкая зарплата? Неужели чиновники не понимают, что без качественного образования у страны нет будущего? Это раньше учитель ходил с гордо поднятой головой. Из-за последних реформ сегодня рейтинг профессии учителя упал. Школьники грубят. Но ведь родители должны прививать уважение к учителю, а не осуждать педагога. А в России на госпрограмму по развитию образования до 2020 года планируют выделить 4,1 триллиона рублей. А как у нас? У армянских учителей нет денег, чтобы платить за интернет. А государство заставляет их заносить оценки в электронный журнал. Как быть…?»
Мнение родителей
Родители также настроены достаточно критично.
Мама ученицы 5-ого класса школы №132 Арминэ Агиазарян делится своим мнением: «Неудивительно, что нынешняя система образования приведет к тому, что образованных людей в Армении будет становиться все меньше и меньше. Дело в том, что, отступив от советских принципов в сфере образования, Армения резко свернула с пути. Сегодня много говорят о том, что система образования скроена по международным меркам. Вот только сшита она плохо».
Тему продолжает мама выпускницы ереванской старшей школы Србуи: «Ныне между изучением основных дисциплин в школах и сдачей экзаменов при поступлении в вуз имеются большие различия. Такая ситуация приводит к тому, что даже успешные выпускники для поступления в высшие учебные заведения должны заниматься с репетиторами. Это несправедливо».
«Я сама не один год прожила в США, – говорит Гоар Хачатрян. – Когда моей дочери в 10-м классе стали давать материал по математике, который проходили в 5-6 классах советской школы, недоумению не было конца… Более того, в хайскул нет программы по предметам единой для всех учащихся школы. Школьники должны сами выбирать себе предметы согласно планам на будущее и при этом практически невозможно охватить широкий спектр предметов. Можно закончить школу и совершенно не знать биологии, географии, мировой истории, если ты выбрал техническую стезю».
Министр проблемы не видит
«Нынешняя 12-летняя система обучения – это мировая практика образования. Наши исследования свидетельствуют, что мы близки к становлению новой системы образования. Так что нынешняя система образования не имеет альтернативы», — гордо вещает с высоких трибун министр образования и науки Армен Ашотян.
Зато аналитики авторитетных международных организаций и опытные педагоги, наработавшие колоссальный методологический опыт, с точкой зрения министра Ашотяна не согласны. Очень жаль, что мнение специалистов сталкивается со стеной непонимания, построенной армянскими чиновниками.
Однако заметим, что опытные специалисты вряд ли нуждаются в наущениях армянских клерков из профильных ведомств. Вообще, удивительно: вместо того, чтобы прислушиваться к мнению опытных оценщиков, причем независимых, наши деятели начинают искать в их работе промахи. При этом страна продолжает плестись в хвосте мировых рейтингов. Неужели кто-то всерьез думает, что по этим показателям мы впереди планеты всей?
По сути, позиция министерства образования Армении должна заключаться в том, чтобы не допускать в принятии решений ошибок. Нельзя проводить изменения приказом сверху сразу по всей стране и на всех уровнях образования. Это сложная чувствительная материя, к ней надо подходить продуманно и не экспериментировать на судьбах тысяч людей.
Размытые перспективы
Специалисты констатируют: те документы, которые приняты до этого времени в системе образования, по многим параметрам были размыты, нереалистичны, в силу чего не были реализованы. Из-за этого ситуация в образовании год от года ухудшалась, оно развивалось стихийно, без продуманной долгосрочной стратегии. Эта отрасль претерпела множество «реформ», но они, к сожалению, не способствовали системным изменениям.
«Из-за нынешней системы в экономике катастрофически не хватает квалифицированных кадров (и это в условиях громадной, по мировым меркам, безработицы), – делится с КАВПОЛИТОМ кандидат экономических наук Тигран Дрбашян. – Экономика требует одних специалистов, система образования производит других. Дипломированные новоиспеченные специалисты практически не владеют азами специальности, не говоря уж о современных методах и подходах. Отсутствуют инвестиции в обеспечение технической оснащенности вузов, в обновление содержания курсов, в привлечение лучших преподавателей и т.д.»
Французы говорят: «Легче перенести городское кладбище в Париже, чем провести хотя бы одну реформу в образовании». В самом деле, эта сфера консервативна по своей сути, поэтому любые преобразования в ней моментально сказываются на всех участниках процесса. Реформы в сфере образования нельзя было проводить кавалерийским наскоком, в одночасье и одним махом. В итоге невзвешенные, непродуманные и скоропалительные действия все только разрушили.