«Христианство не приемлет формализма»
Православные священнослужители о необходимости катехизации перед крещением
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Суть его сводится к тому, что желающие креститься сами, крестить детей или вступить в церковный брак отныне должны будут прослушать несколько огласительных бесед — ознакомиться с основами православного вероучения и христианской морали и принять решение о воцерковлении. Исключения будут делаться, во-первых, для людей уже воцерковленных, в православии которых священник уверен, а во-вторых — в экстренных ситуациях (для опасно больных, для юношей, уходящих в армию и т.п.) — с тем, чтобы новокрещеный прошел оглашение при первой возможности.
Как известно, в России существует огромный разрыв между числом тех, кто называет себя православными (по разным опросам — от 60 до 80% населения страны), и долей тех, кто разделяет догматы Православной Церкви и сколько-нибудь регулярно участвует в церковной жизни (по разным подсчетам и разным критериям — от 10 до 30%). По данным недавнего исследования «Левада-центра», только 55% называющих себя православными верят в Бога, в существование рая верят 41%, ада — 48%. Вводимое обязательное оглашение перед крещениями и венчаниями должно снизить этот разрыв.
Практика обязательной катехизации (то есть наставления в вере) перед принятием в религиозную общину давно принята у российских католиков и во многих протестантских деноминациях. Православную же Церковь большинство населения с советских времен расценивает как нечто «положенное по праву»: люди, не собирающиеся жить церковной жизнью и не разделяющие учения Церкви, жили в полной уверенности, что в ближайшем храме их обвенчают, окрестят их ребенка, а после смерти их отпоют как православных христиан.
«Как вы расцениваете намеченные перемены в церковной жизни? Как вы думаете, если проект будет принят и Церковь начнет требовать от приступающих к ее таинствам христианской жизни — какова будет реакция общества? Не приведет ли это к тому, что невоцерковленные, но считающие себя православными люди начнут относиться к Церкви враждебно?» — с такими вопросами корреспондент обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, заявил, что людям придется понять: крещение не должно быть формальным фактом. «Христианство по сути своей категорически не приемлет формализма», — сказал он.
«После десятилетий атеистической пропаганды в стране сложилась ненормальная ситуация. Тогда желание людей креститься воспринималось как своеобразный аванс их воцерковления и катехизации. К великому сожалению, для многих людей этого не произошло. А сейчас у Церкви гораздо больше возможностей для нормальной катехизации», — пояснил отец Владимир.
«В практике обязательного наставления в вере нет ничего противоречащего традиции и многовековой истории Церкви — наоборот, сейчас происходит возрождение этой традиции в полном объеме», — отметил он.
«Конечно, недовольные будут — среди тех, для кого таинства Церкви это формальность, а то и, прости Господи, своего рода магический обряд. Но таким Церковь угождать и не должна», — заключил он.
Протоиерей Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, считает, что от обязательной катехизации авторитет Церкви только возрастет.
«Многие желающие принять крещение или обвенчаться ничего толком о православном вероучении не знают, но искренне хотят по-настоящему приобщиться к вере и Церкви. Поэтому важно найти правильный тон общения с ними, чтобы не было никакого формализма. Если с людьми разговаривать по-человечески, они открываются и своих детей приводят в храм. А бывает, что и дети приводят в храм своих родителей, и те живо принимают участие в огласительных беседах», — сказал священник.
«Ну а те, кто хочет покреститься или обвенчаться «по-быстрому», не усвоив основ вероучения, должны осознать, что так нельзя. Честнее и для них, и для священника было бы, если бы люди приходили к вере осознанно или вовсе не приступали к церковным таинствам», — заключил отец Павел.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, не думает, что отказ Церкви крестить и венчать тех, кто на деле не православен, вызовет враждебность у невоцерковленных.
«Враждебность происходит от черствости и формализма служащих в храме. В нашем храме давно уже проводятся беседы о вероучении не только с крещаемыми, но и с крестными, и никакого недовольства этим я не чувствую», — сказал он.
«Понятно, что слепое следование инструкции ни к чему хорошему не приведет. Все надо делать с умом и с душой. Действительно, бывают и исключения, и разные обстоятельства», — добавил священник.
«Огласительные беседы проводятся уже давно во многих храмах, и за эти беседы люди нам очень благодарны. От Церкви это никого не отпугивает, а наоборот, привлекает. Все прекрасно понимают, что в вопросах веры профанация недопустима», — рассказал отец Димитрий.
«Другое дело, что в провинции ситуация не такая благоприятная, как в Московской епархии. Много еще можно услышать жалоб, что батюшки не вполне освободились от формализма и зачастую являются всего лишь «требоисполнителями» (требы — церковные службы, не входящие в суточный круг богослужений и совершаемые по особым поводам: крестины, венчания, отпевания, молебны и т.д. — РНЛ). Это серьезная проблема, причем она существует не только у нас, но и, например, в Болгарии», — добавил он.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, напомнил, что исконная практика Церкви как раз предполагала, что ко всем таинствам допускаются только разделяющие веру Церкви.
«Другое дело, что после тяжкого для Церкви советского периода это воспринимается как некое новшество. Но это очень ценный опыт, которым нельзя пренебрегать», — сказал он.
«Огласительные беседы дадут и опыт общения, которого, к сожалению, не всегда нам хватает. И это к общей пользе — и священников, и людей приходящих в Церковь», — отметил отец Алексий.
«Беда и тяжелое наследие советской эпохи заключается в том, что многие, считая себя православными, желают оставаться независимыми от судеб Церкви, не понимая, что и от них эти судьбы Церкви также зависят, что они нужны Церкви, как матери нужны ее дети — как бы патетически это ни звучало. Если оглашение станет нормальной практикой, это будет очень хорошо и приведет только к оздоровлению церковной жизни», — уверен священник.
«Да, бывают случаи, когда люди не очень охотно идут на такие беседы. Но здесь многое зависит уже от пастыря — найдет ли он нужный тон общения. К сожалению, формализм очень прочно обосновался в нашем сознании. Это, конечно, нужно преодолевать», — признался он.
«Но самое главное, что Церковь предлагает человеку окончательно определиться. Если ты, крещен, будь с Церковью и в Церкви. А пока что у нас, к сожалению, действительно многие считают, что Церковь человеку нужна только три раза: на крещение, венчание и собственное отпевание», — заключил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, назвал обязательное оглашение очень хорошей инициативой.
«На самом деле этот процесс уже происходит и набирает силу: во многих приходах такая практика уже давно существует. Будем надеяться, что она охватит теперь все без исключения храмы и приходы», — сказал он.
Отец Александр не думает, что отказ Церкви крестить и венчать людей «с улицы» вызовет к ней враждебность: «По-моему, все прекрасно понимают, что это дело очень нужное и важное. Конечно, всегда найдутся несогласные, но все-таки абсолютное большинство это понимают и принимают. И самое главное, что людей эти огласительные беседы, если они проводятся не для галочки, действительно привлекают и по-настоящему вводят в церковную жизнь».