Крикалев: пришло время возрождать малую авиацию в Крыму
По предложению ВРНС в Агентстве стратегического развития Севастополя (АСРС) состоялось рабочее совещание с участием Сергея Константиновича Крикалёва — лётчика — космонавта, Героя СССР и России, члена Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, руководителя Экспертного совета Русского технического общества, представителя губернатора Севастополя в Москве и Санкт-Петербурге, по вопросам развития спортивной авиации и авиации общего назначения в Севастополе, восстановлению давних традиций севастопольского воздухоплавания.
Сергей Константинович Крикалёв прилетел в Севастополь из Ростова-на-Дону на самолёте-амфибии — причем лично за штурвалом. Именно за малой авиацией, по его мнению, будущее в Крыму. Когда-то, по его выражению, «любая бабушка могла прилететь на самолете из одной деревни в другую». Пришло время возрождать именно малую авиацию.
В совещании также приняли участие заместитель руководителя АСРС Игорь Шаповалов, представитель разрабатывающего и производящего гидропланы ООО «Авиатех» Андрей Баланёв, главный тренер сборной России по высшему пилотажу Виктор Смолин, глава отделения ДОСААФ в Крымском ФО Владимир Коваленко, эксперты АСРС, представители бизнес-сообщества Севастополя и других регионов России.
На заседании экспертного Совета по развитию спортивной авиации и авиации общего назначения обсуждались перспективы развития аэродромов в Юхариной балке и на мысе Херсонес, возможность базирования в Севастополе сборной России по планерному спорту, восстановление и развитие аэроклуба ДОСААФ в Юхариной балке. Также обсуждался возможный потенциал «воздушного туризма» с использованием малой авиации, особенно гидроавиации, с учётом специфики Севастополя.
Напомним, что Севастополь является не только базой русского морского флота: с 11 ноября 1910 г. в Севастопольской авиационной школе Отдела воздушного флота началась подготовка профессиональных авиаторов как для армии, так и для флота. Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2-го ранга Вячеслав Никанорович Кедрин. На преподавательскую работу были привлечены такие авторитетные специалисты в области авиации, как М. Н. Ефимов — один из первых авиаторов страны, лейтенант Г. В. Пиотровский — летчик, совершивший первый в России полет над водной поверхностью, поручик Е. В. Руднев — представитель первого выпуска военных летчиков, подготовленных в Гатчине.
В Севастополе школа просуществовала до конца 1912 г., а затем была переведена на Качу. К тому времени Морской генеральный штаб стал уделять большое внимание вопросам организации авиационных подразделений на флоте. Первым в морской авиации Георгиевского оружия в мае 1915 г. удостоился лейтенант Евгений Егорович Коведяев. В боевых действиях русского флота на Черном море в 1914-1917 гг. именно выпускники Севастопольской авиационной школы ОВФ на практике осуществили идею использования морской авиации с авиатранспортов, в том числе и для уничтожения группировок сил противника в базах.
В дальнейшем традиции севастопольской авиационной школы сохранялись, а её класс постоянно рос. Во время Великой Отечественной войны 22 июля 1944 г. за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя, два соединения и три части военно-воздушных сил Черноморского флота получили почетное наименование, непосредственно связанное с городом. Севастопольскими стали 2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора авиации Н. А. Токарева, 13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, 6-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк, 7-й истребительный авиационный полк, 4-й истребительной авиационной дивизии и 30-й отдельный разведывательный авиационный полк.
После распада СССР ситуация изменилась. Несмотря на то, что в Севастополе расположено четыре аэродрома, спортивная и гражданская авиация последние двадцать лет приходили в упадок. Во время нахождения Севастополя под украинской юрисдикцией, интенсивное использование имеющихся аэродромов для военных нужд было невозможно. ВВС России, обладая достаточным количеством техники, персонала и ресурсов не могли распоряжаться формально чужими аэродромами. Украинские военно-воздушных силы попросту не имели возможности интенсивно использовать взлётно-посадочные поля. О популяризации авиаспорта речь тем более не шла.
Новые условия, в которых живёт Севастополь, позволили снова обратить внимание на богатый опыт и практическую необходимость развития авиации общего назначения и авиаспорта, как способа повысить уровень военно-патриотического воспитания молодёжи, пробудить интерес к техническим дисциплинам, здоровому образу жизни и чувству ответственности.