Мафия ЖКХ бессмертна?

Почему коммунальные тарифы на Ставрополье — одни из самых высоких на Юге России

Коммунальные тарифы на Ставрополье – это ведь не просто цифра в отдельно взятой платежке. Это десятки миллиардов рублей, которые стекаются из тысяч квартир в бухгалтерию монополистов. Похоже, с реальной экономикой они имеют мало общего. Скорее, это результат давно достигнутого, негласного консенсуса множества групп влияния, для которых интересы населения неважны совершенно.

По крайней мере, такие выводы следуют из «Открытого обращения», отправленного врио губернатора края Владимиру Владимирову активистами регионального общественного центра «ЖКХ-контроль». Это тридцать страниц подробных расчетов, которые доказывают: воруют миллиарды.

Короткая «скамейка запасных»

Ожидаемая смена руководства в краевом Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ не состоялась. Еще в минувшую пятницу написал заявление об уходе по собственному желанию министр Юрий Корнет: по официальной версии, в связи с достижением предельного возраста пребывания на госслужбе – в ноябре ему исполнится 65 лет.

В связи с этим возникает резонный вопрос к губернатору Владимирову: а зачем вообще было назначать на такую должность человека, который все равно положенный срок не отработает? Может, потому, что слишком коротка на Ставрополье «скамейка запасных»? Корнет ведь уже руководил министерством с июня по ноябрь 2012 года.

Да и сейчас в списке претендентов на эту должность первым называют Александра Скорнякова, который также возглавлял ведомство (сначала как комитет, а затем как министерство ЖКХ) с января 2008 года. Самого Скорнякова врио губернатора отправил в отставку в процессе формирования нового правительства.

В понедельник утром на планерке в министерстве было объявлено о том, что исполнять обязанности главы ведомства будет Алексей Бутенко, который с 2010 года является первым заместителем министра строительства и архитектуры. Чтобы читатель понял: со Скорняковым они работали в разных структурах: слияние министерства строительства и министерства ЖКХ началось после прихода в край Владимира Владимирова. Ну а сейчас в кулуарах Белого дома муссируется вопрос о том, что ведомство может быть вновь разделено, но уже после губернаторских выборов 14 сентября.

Священный день 15 сентября

Вообще, этого дня многие на Ставрополье ждут как некую сакральную дату: мол, когда Владимиров будет свободен от «оков» избирательной кампании (в том числе опасений, что муниципальные элиты «сольют» ему низкий процент), тогда и развернется по полной. Тогда, дескать, и полетят головы настоящих коррупционеров, а в Белый дом выстроится очередь яппи, желающих потрудиться на благо Ставрополья.

Но можно взглянуть на это с другой стороны: Владимиров окажется «опутан» как предвыборными обещаниями, так и обязательствами перед местными кланами, олигархами, мафиози, подсобившими ему с получением заветного процента. А «своих», как известно, не сдают. Скажем, коммунально-строительная отрасль Ставрополья, бесспорно, самая коррумпированная и непрозрачная. Проблемы здесь копились годами. И какого бы реформатора-яппи Владимиров не поставил во главе министерства, он вряд ли начнет реально решать эти вопросы. Ведь это будет означать коренную ломку всего и вся, настоящую революцию. А у губернатора, похоже, нет на это ни желания, ни сил.

Взять хотя бы самый болезненный на сегодняшний день вопрос, – это программа капремонта многоквартирных домов. Первоначально обещали, что будет принята она на Ставрополье еще в конце прошлого года (многие регионы страны сделать это успели, например, наши соседи Калмыкия и Ростовская область). Затем срок утверждения программы неоднократно переносили. В итоге она появилась на свет лишь в июне.

«Грешат» не только региональные власти, а в первую очередь муниципалитеты – ведь именно на местном уровне собиралась первичная информация о техническом состоянии домов. Процесс этот также сопровождался многочисленными скандалами, в первую очередь в Ставрополе: то жильцы обнаруживали, что их дом вдруг резко «омолодили» (чтобы отодвинуть сроки планового капремонта как можно дальше), то спутали виды нормативных работ.

Узаконенное самодурство

Ситуация с утверждением программы капремонта напоминает историю с другой адресной госпрограммой – по расселению ветхого и аварийного жилья. Три года подряд федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ приостанавливает финансирование Ставропольского края, который не укладывался в сроки расселения. Правительство «грешит» на медлительность муниципалитетов, которые и являются непосредственными исполнителями работ (федеральные средства перечисляются им в виде субсидий).

Однако в целом эта ситуация продемонстрировала, что на Ставрополье отсутствует даже намек на единство строительно-коммунальной отрасли. Будь в регионе настоящий хозяин, мэры бы и пикнуть не сумели, а как муравьи работали бы на общий результат.

С еще большей очевидностью продемонстрировал беспомощность Белого дома провал программы по строительству детсадов в прошлом году. О том, почему это произошло, «Кавказской политике» рассказал бывший руководитель краевого Комитета по госзаказу Юрий Донских:

«В те сроки, что были отведены, уложиться при полном соблюдении закона было почти нереально. Но если «поиграть» с 44-ФЗ, можно было уложиться. Это вопрос компромисса…

Заказчиками были муниципалы. Но они не смогли своевременно разместить заказы, так как если есть федеральное софинансирование, то проект должен пройти государственную экспертизу в Ростове, где это делают по полгода и больше.

Упущение было и в том, что для муниципалов надо было разработать типовую аукционную документацию и проследить за размещением ее в неизменном виде. А так как этого не было сделано, муниципалы стали «затачивать» документацию, кто во что горазд. Как следствие, конкурсные процедуры отменялись ФАС».

В ближайшие месяцы на Ставрополье должны пройти новые федеральные вливания на социальные объекты: в рамках ФЦП «Юг России» будут построены медцентр (детская и взрослая поликлиника, травмпункт и станция «скорой помощи»), две школы и окружной перинатальный центр в Ставрополе и школа в Пятигорске. Также заложат ряд спортивных объектов и детских садов в райцентрах края.

Всё – на условиях федерального софинансирования, что опять-таки потребует соблюдения жестких условий. В общем, от нового министра и потребуется создать единые «правила игры» для муниципальных заказчиков. А также создать в Ставрополе управление Главгосэкспертизы, которая будет обслуживать регионы СКФО (сейчас единственное на Юге России управление находится в Ростове).

Живем как на Крайнем Севере

Впрочем, вернемся к адресной программе капремонта. Самый большой вопрос, который она вызывает и у жителей, и у экспертов, – это неоправданно высокий тариф: на капитальный ремонт придется ежемесячно сдавать по 7,6 рублей с квадратного метра. Это самая высокая ставка среди всех регионов Юга России, которые имеют примерно схожую структуру жилого фонда и степень его износа (см. таблицу ниже). Ну как можно объяснить, что в Астраханской области жильцам придется платить за капремонтпочти вдвое меньше, чем ставропольцам?

Причем знающие люди говорят: в прошлом году, когда программу писали «вчерне» (тогда министром был еще Александр Скорняков), в расчеты закладывалась базовая ставка в пределах 5,1-5,3 рублей за квадратный метр. А потом вдруг постановлением правительства края утвердили 7,6 рублей – это цифра, рекомендованная правительством РФ для нашего края. Вдумайтесь – она была предложена как предельная.

Для сравнения: аналогичная стоимость капремонта будет в таких регионах, как Тверская область и Забайкальский край (и то лишь для домов с лифтами и мусоропроводами), а выше – лишь в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера (и тоже не для всех домов, а наиболее проблемных категорий).

Наивно, конечно, полагать, что губернатор (и уж тем более профильный министр) волевым решением добьются снижения тарифа. Ведь это не просто цифра в отдельно взятой платежке, а миллиарды рублей – результат давно достигнутого консенсуса множества групп влияния, для которых интересы населения неважны совершенно.

Об этом пишет региональный общественный центр «ЖКХ-контроль» в обращении на имя врио губернатора Владимира Владимирова (имеется в распоряжении «Кавказской политики»). Общественники (среди которых большинство – это бывшие сотрудники отрасли ЖКХ, коих в непрофессионализме не упрекнешь) подымают перед главой края резонные вопросы: почему нормативы и тарифы на потребление света, газа, воды, тепла на Ставрополье одни из самых высоких на Юге России?

Пилят так, что уши закладывает

Скажем, еще в 2006 году постановлением правительства края был установлен среднегодовой норматив расхода газа на отопление (98,4 кубометра в год). Он почти в 11 раз превысил установленную федеральным кабмином минимально допустимую среднемесячную цифру. Фактически норматив для Ставрополья оказался выше, чем для регионов Крайнего Севера с вечной мерзлотой. А повлекло это «цепную» реакцию: на основе многократно завышенных расходов природного газа на отопление и подогрев воды были искусственно (примерно в 5-7 раз) «увеличены» и тарифы на центральное отопление и горячую воду.

Всё это было, впрочем, якобы перерасчитано и установлено постановлениями Региональной тарифной комиссии. Хотя сами общественники убеждены (и аргументировано доказывают это, руководствуясь цифрами и формулами), что на самом деле расчеты были взяты «с потолка». То есть, утверждая нормативы, чиновники даже не располагали достоверными данными о технических характеристиках жилого фонда и систем отопления, мониторингом документированных показаний приборов учета по различным группам жилых зданий.

Еще пример. В 2007 году постановлением правительства Ставрополья был установлен ежемесячный норматив по электроэнергии на общедомовые нужды в размере 7 кВт/чел. (для домов без лифта), многократно превышающий фактический, сложившийся по крае, расход. Постановление было отменено лишь в 2012 году (федеральный норматив тогда был установлен почти втрое ниже), но переплаченные средства населению так никто и не вернул.

Письмо объемное – тридцать страниц. Оно могло бы стать настольной инструкцией для работы нового «коммунального» министра, если бы он и впрямь загорелся идеей навести порядок в ЖКХ. А в это верится с трудом.