Наша цивилизация и глобализация

Хочу продолжить тему, начатую в анонсе к прошлой передаче. Идею цивилизации предложили французские просветители в XVIII веке — как противопоставление варварству. Но затем выяснилось, что цивилизация не одна, их много.

Сэмюэл Хантингтон пишет: «Цивилизация это явно выраженная культура». Оба понятия включат в себя ценности, нормы, менталитет и законы, которым многочисленные поколения в данной культуре придавали первостепенное значение» (Хантингтон, Столкновение цивилизаций, 2005 г., с.48)

Цивилизации — это разные культуры. И это разная способность воспринимать изменения, в том числе культур, технологий, образа жизни. Сегодня существует, по мнению большинства авторитетов, пять основных цивилизаций — китайская, японская, индийская, исламская и западная (европейская). Хантингтон предлагал также выделить ещё православную, латиноамериканскую и африканскую. Семь цивилизаций уже исчезли (там же, с. 54).

О православной цивилизации он пишет, что она «сложилась с центром в России и отличается от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на неё Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе» (там же, с. 56).

Он также отмечает выдающуюся роль религий в выделении цивилизаций. Православие — один из примеров. Но говоря о латиноамериканской цивилизации, он называет её отпрыском европейской цивилизации, хотя с преобладанием в ней одного католицизма. У него сомнение — считать Латинскую Америку европейской цивилизацией или отделить её. По поводу православной или российской цивилизации у него таких сомнений нет.

Я всё же ещё раз напомню, что Пётр Великий прорвал культурную границу, отделявшую Русь от Европы, и Россия всё последующее время, может быть исключая советское, интенсивно впитывала европейскую культуру. И всё больше становилась частью европейской цивилизации.

Теперь пришло время ещё раз отметить те свойства разных цивилизаций, которые либо позволяют им развиваться быстрее, чем другим, либо, напротив, ведут к их отставанию. По крайней мере, эти свойства оказываются заметны в определенные периоды времени. В другие периоды они могут отставать, а иногда они не то что отстают, их догоняют. Это я поясню так: если европейская цивилизация проявляет особые способности к генерированию инноваций, то её догоняют те, кто их заимствует, но она не отстаёт, потом что все возможности роста используются. Только быстрей двигаться нельзя из-за того, что создавать инновации трудней, чем их заимствовать.

Россия может вместо Европы выбрать себе в союзники Китай. Но Китай быстро рос последние 40 лет, потому что он заимствовал, в том числе у России. Его современная культура, между тем, пока остается скорее традиционной. Конечно, рыночная экономика развивается, но КПК как две капли воды похожа на традиционные китайские династии, в которых правила бюрократия. И пока это так, считать, что Китай вскоре превзойдет Запад в главном моторе современного мира — инновациях, думаю, было бы опрометчиво.

Наметившийся несколько десятилетий назад процесс глобализации, включающий интенсификацию обмена технологиями и институтами, постоянно подталкивается странами европейской цивилизации, хотя сегодня не они дают самые высокие темпы роста. Подталкиваются потому, что европейская культура обладает особыми свойствами, менее сильно представленными в других современных цивилизациях. Ещё раз напомню эти свойства: во-первых, свободы экономические и политические, присущие рыночной демократии; во-вторых, конкуренция, создающая наряду со свободой, мощные стимулы для инноваций; в-третьих, верховенство права, которое создаёт разумные рамки для действия рыночных сил и ограничения произвола отдельных персон. Эти свойства обеспечили колоссальный рост экономики Запада до I мировой войны, а потом и всего мира. В дальнейшем тоже могут быть серьёзные успехи. Но при этом, разумеется, будет активное соревнование стран за возможные достижения. Какую компанию выбрать России? По-моему, выбор бесспорен: мы должны стать полноценными членами европейской цивилизации.

Это не значит подчинение политики. Это значит усвоение ценностей, норм, культуры.

До встречи.