НАТО переживает фазу острого внутреннего кризиса

Открывшийся в Бухаресте крупнейший за всю историю саммит НАТО проходит на фоне острого внутреннего кризиса, вызванного серьезными разногласиями между ключевыми государствами по важным вопросам повестки дня, в первую очередь, по поводу приема Украины и Грузии. Об этом в статье, опубликованной на сайте вашингтонского аналитического центра Jamestown Foundation незадолго до начала саммита, пишет американский политолог румынского происхождения Владимир Сокор. «Новый Регион» предлагает читателям сокращенный перевод публикации.

Североатлантический альянс столкнулся с острым кризисом в связи с трудностями США в Ираке, финансовыми проблемами по обе стороны Атлантики, стабильно высокими ценами на энергоносители и растущей зависимостью Европы от российского топлива, отмечает автор.

Кроме того, добавляет он, «симптомы кризиса Альянса» заключаются в том, что Россия применяет право вето, но не напрямую, а посредством Германии и Франции, на присоединение Украины и Грузии к Плану действий по членству в НАТО.

Так, Германия выступила против сближения Альянса с Киевом и Тбилиси, указав на ряд факторов, в основном, из уважения к позиции России, обеспокоенной этими устремлениями. Между тем, напоминает Сокор, аналогичного мнения придерживаются и другие западноевропейские правительства.

Политолог цитирует премьер-министра Франции Франсуа Фийона, который незадолго до поездки президента страны Николя Саркози в Бухарест заявил, что Елисейский дворец считает несвоевременным прием Украины и Грузии в НАТО, поэтому намерен заблокировать это решение (уже после выхода публикации стало известно о том, что Берлин и Париж действительно воспрепятствовали сближению двух постсоветских республик с Альянсом – РИА «НР»).

Между тем, пишет автор статьи, эти острые дебаты «задевают самую суть процесса принятия решений в НАТО, рискуя подвергнуть его непрямому влиянию России».

Получается, добавляет Владимир Сокор, что заявление Фийона практически дезавуирует фундаментальные принципы работы блока: неразделимость североамериканской и европейской стратегии на Старом континенте, никакого права голоса для стран, не входящих в НАТО (то есть России – примечание автора – РИА «НР»), и оценку практических достижений государств, стремящихся ко вступлению в Альянс.

Вместо этого, упрекает французского премьера политолог, «Фийон приводит аргумент о балансе сил, который использовался до 1991 года и сосредотачивался на России, оттеняя американский фактор в российско-европейской системе стабильности».

Фактически, пишет далее аналитик Jamestown Foundation, Франсуа Фийон предлагает России – будь то от имени Франции или от группы европейских союзников – право голоса при принятии Альянсом решений.

Между тем, отмечает в заключение статьи Владимир Сокор, даже президент США Джордж Буш, главный сторонник приема Украины и Грузии в НАТО, заявил, что «на финишном этапе его пребывания в Белом доме повестка дня двусторонних отношений с Россией охватывает гораздо более широкий спектр вопросов».

Другими словами, Вашингтон дал понять Киеву и Тбилиси, что их стремление присоединиться к Плану действий по членству в НАТО «не является величайшим приоритетом Белого дома».