О «медийной самообороне» без оружия

Такая вот интересная инициатива – «урок медиабезопасности», который проведут 1 сентября в школах уполномоченные по правам человека. Нет, правда: проблема действительно существует, специально назначенные чиновники с подачи родителей ищут пути её решения.

Хочу в этой связи вот на что обратить внимание. Тревогу забили родители. Кто такие родители современных детей, подверженных «медийной опасности»? Это в подавляющем большинстве – советские дети.

А давайте-ка теперь вспомним своё советское детство. В какой степени советский школьник подвергался «медийной опасности»? Правильно – практически в нулевой. У наших с вами советских родителей в принципе не было такой проблемы – как оградить своё чадо от порнухи, чернухи, пропаганды нездорового образа жизни и прочих напастей, как провести воспитательную работу, если вдруг оградить не удалось. Да просто не показывали ничего такого по ЦТ, не рассказывали в «Радионяне», не писали в партийной и комсомольской прессе, не говоря уже о «Пионерской правде». Залётными же информационными носителями с загнивающего Запада можно пренебречь как статистической погрешностью. Гарантировано государством и его компетентными органами. Плюс к этому – могучая система тотальной организации счастливого детства: октябрятские звёздочки, пионерия, комсомолия, дворцы молодёжи, кружки рукоделия и авиамоделирования, спортивные секции, стройотряды и детская комната милиции с бдительными бабушками на лавочках во дворе до кучи.

Таким образом, «медийная безопасность» советских детей, которые сейчас стали родителями, обеспечивалась как бы сама собой. Из воздуха. И, соответственно, личного опыта, как всё это счастье делается собственными руками, у подавляющего большинства современных родителей попросту нет. Неоткуда взяться.

И выросшие советские дети, столкнувшись с нерешаемой проблемой, рефлекторно обращаются в то место, где эта проблема когда-то решалась, – к государству. А куда ж ещё?

Вот только это другое государство. Не в категориях «лучше» или «хуже» по сравнению с советским, – просто оно построено и функционирует на принципиально иных ценностных основаниях.

Оно не ставит перед собой задачу развития, обогащения и качественного преумножения человеческого капитала. Это в нынешней версии государства – проблема самого человеческого капитала.

В этой же объективной данности немыслимо запрещение телевизора и интернета и возрождение советской информационной дистиллированности. К слову, именно советские «глушилки», унылое навязывание некритичного единомыслия и производная от всего этого идеологическая замшелость и небоеспособность и поучаствовали весьма продуктивно в крушении советского государства. Уж всяко – куда деятельнее, чем пресловутое ЦРУ с «жидомасонами».

Нет, оно конечно, даже унылое и некритичное единомыслие всяко лучше и спокойнее, чем обсуждаемая нефильтрованная «медийная опасность». Однако для единомыслия требуется мысль. Причём, как показывает наша же практика, мысль, устроенная более затейливо, чем «партия – наш рулевой». То есть стройная, многоуровневая, перспективная, адекватная картинка мира, общественных задач и методик, которая базируется на столь же стройной и воспринятой обществом системе базовых ценностей. Это ещё называют «идеологией». В конце концов, советское государство не в вакууме же граждан держало, а именно что конструктивную идеологию им и предлагало – с поправкой на вышесказанное.

Так вот, задачу выработки конструктивной системной идеологии текущее российское государство перед собой тоже не ставит. Или, по крайней мере, о какой-либо напряжённой творческой работе в этом направлении широким массам неизвестно.

Повторяю: это всё не «лучше» и не «хуже», это такая объективная данность текущего момента.

…В этой данности бессмысленно по привычке подвергать заунывным и яростным причитаниям несчастных госчиновников по правам человека, вся вина которых ровно в том, что они вняли предыдущим заунывным и яростным причитаниям и бросились фильтровать «медийную опасность», не имея ни малейшего представления об устройстве требуемых фильтров. Они ж тоже советские дети – откуда им это представление иметь? Они всего лишь действуют, как могут, в логике текущего государства и того общества, которое 20 лет назад заказало построение именно такого государства.

И действительно, какой резон в этой логике обсуждать, хватит ли для «медийной безопасности» одного урока или нужно тыщу залудить?

Нет, оно, конечно, может быть, ещё и само как-нибудь когда-нибудь наладится. Ну, вот, например, Путин с Медеведвым посоветуются да и пришлют в каждую семью по своему представителю для обеспечения «медийной безопасности». Или сами по очереди будут дежурить. На пару.

Только это когда ещё случится. А наши дети живут в известной объективной реальности сегодня. Каждый день.

…Взрослыми придётся быть нам самим. Советским детям. Нынешним родителям.

Читать своим детям хорошие книжки на ночь.

Ходить в кино и обсуждать увиденное. Ходить в музеи, на концерты, на футбол и на вечеринки.

Быть немножко в курсе, кто такая Леди Гага и что такое «Десятое королевство».

Пользоваться в мирных целях такими достижениями цивилизации, как видео и интернет – и вы увидите, что «Приключения Электроника» нравятся несоветским детям так же, как и советским.

Навязывать свои фильтры: ведь папа с мамой – куда большие авторитеты, чем Путин, Медведев и Джастин Бибер вместе взятые.

Любить и воспитывать, иными словами.

Для этого, в конце концов, и нужны родители – а не для того, чтобы откупаться куклами и «мерседесами», селить в закрытых зверинцах для «элиты» да оставлять в наследство состояния.

…Вы сами удивитесь, как из этого набора банальностей откуда ни возьмись вырастет государство, которое поможет нам в том числе и с «медийной безопасностью».