Почему иномарки с зарубежными номерами для РФ стали проблемой

В России все чаще можно увидеть иномарки с иностранными номерами. За рулем этих машин, однако, не обязательно могут быть граждане другой страны. Серые схемы позволяют сэкономить деньги россиянам и заработать дельцам.

Машины с иностранными номерами за последние два года стали распространенным явлением в России. Чаще других здесь можно увидеть автомобили, зарегистрированные в Беларуси, Латвии, Литве, Казахстане, Украине и Молдавии. Попадаются и экзотические для России номера, например, голландские или греческие. Наблюдения корреспондента DW подтвердили и эксперты. Они назвали несколько причин популярности авто с иностранными номерами.

Не средство передвижения, а орудие труда

Поскольку большинство водителей иномарок, зарегистрированных за пределами Российской Федерации, сами являются иностранными гражданами, машины — это просто инструмент для зарабатывания денег, не облагаемых налогом, делает вывод независимый автомобильный эксперт Игорь Сирин.

«Существует такая практика: выходцы из соседних с Россией стран Средней Азии и Кавказа покупают дешевые подержанные машины в странах Балтии, оформляют разрешение на временный ввоз сроком до 6 месяцев, здесь занимаются извозом или другим способом зарабатывают деньги с использованием автомобиля, а потом продают его в тех странах, откуда они родом», — пояснил Сирин действующую схему.

Таким образом, машины успевают принести их временному владельцу неплохой доход, который для некоторых становится постоянным, так как схема повторяется многократно. Простой перегон иномарки из Европы в тот же Узбекистан является нерентабельным, отмечает эксперт.

Идти в обход таможни, значит сэкономить

Игорь Сирин раскрыл и другую схему, но уже с участием россиян. Вместо того, чтобы платить десятки тысяч рублей за «растаможку» подержанной иномарки приобретенной в собственность, машину покупают у иностранцев, но документов купли-продажи не оформляют, а водят ее по доверенности. Особенно выгодно использовать иностранные номера на дорогих машинах, поскольку экономия может составлять тысячи, но уже не рублей, а евро.

Эксперты заметили, что прибалтийские номера имеют, как правило, недорогие машины, тогда как на автомобилях представительского класса чаще всего можно увидеть регистрационные номера выданные в Беларуси. По словам Сирина, это побочный эффект программы поддержки российского автопрома, частью которого стало повышение в 2010 году пошлин на подержанные иномарки старше 5 лет.

В свою очередь побочный эффект от самой схемы состоит в том, что россиянин должен либо получить вид на жительство в Беларуси, либо каждые полгода пересекать белорусско-российскую границу.

Слабое звено — российская власть

В то же время, продолжает тему другой эксперт Сергей Асланян, владельцы машин могут спокойно нарушать правила, так как квитанция на штраф все равно уйдет туда, где зарегистрирован автомобиль. И не только в этой связи Асланян говорит о беспомощности властей: «Появления иностранных номеров в массовом порядке наглядно показывает, что где-то в руководстве России есть слабое звено. То есть они ничего не делают не потому, что не видят проблемы, а потому, что уже не в состоянии что-то сделать».

В свою очередь автомобильный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Александр Пикуленко не видит проблемы в том, что в России появилось множество автомобилей с иностранными номерами, поскольку если за рулем такой машины находится ее владелец-иностранец, то закон не нарушен. Другое дело, продолжает эксперт, когда на автомобиле, например, с белорусскими или литовскими номерами ездит россиянин.

Навести порядок — поправить имидж

Александр Пикуленко призывает поставить заслон на пути бизнесменов, использующих при поставке подержанных иномарок в Россию «серые схемы», хотя рецепта, как навести порядок, у него нет. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин предложил в интервью DW следующее: «Размер штрафа должен соответствовать той сумме, которой вы своим нарушением хотели избежать, то есть, нужно приравнять штраф к размеру таможенной пошлины».

Получает, не захотел сегодня заплатить пошлину 1300 долларов на границе, значит, должен раскошелится завтра на эти же 1300 долларов за управление транспортным средством, оформленным в нарушении таможенных правил, рассудил эксперт. С экономической точки зрения решение этой проблемы погоды, конечно, не сделает, но имидж страны поправить таким образом можно, считает Виктор Травин.

А вот Александр Пикуленко не верит в то, что удастся навести порядок с регистрацией подержанных машин, пришедших в Россию из-за рубежа. По его мнению, любая запретительная мера, которая принимается российской властью, в конечном итоге превращается в кормушку для коррупционеров.