Реформа ЕГЭ: все только начинается?
Подведены предварительные итоги государственных экзаменов. Ведомства отчитываются, эксперты анализируют
Минобрнауки подводит предварительные итоги Единого госэкзамена. Результат — никаких скандалов. ЕГЭ-2014, признанный даже самыми скептически настроенными наблюдателями максимально честным и объективным, прошел в штатном режиме. Исключения в виде эпизодических эксцессов имелись, как и всегда. По мнению организаторов, все они были ожидаемы и контролируемы.
Перспективный курс и оргвыводы
«Около 1000 результатов экзаменов были аннулированы, люди были удалены из зала. Учитывая, что экзамены сдавали более 700 тыс. человек, это не такой большой процент, и с годами он не повышается»,- заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов на сегодняшней пресс-конференции. Радикального ухудшения результатов ЕГЭ в этом году, несмотря на большое количество пессимистичных прогнозов, не произошло. Без аттестатов будут выпущены из школ всего 1,5-2% выпускников. «Мы опустили значение пороговых баллов для того, чтобы не выйти за тот процент не получивших аттестат, который сложился за последние годы», – прокомментировал министр.
Для министра беспрецедентное снижение нижнего порога минимального количества набранных баллов по обязательным предметам – математике и русскому языку, – это штатная ситуация. А вот для аналитиков и наблюдателей это стало поводом говорить о том, что практически сами организаторы экзаменов подтвердили несоответствие уровня школьного образования требованиям, предъявляемым вузами к абитуриентам.
Минимум по русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов, по математике – с 24 до 20 баллов. В Рособрнадзоре это объяснили тем, что многие школьники не преодолевают минимальный порог баллов и не могут получить аттестат и поступить в вуз. По некоторым данным, снижение порога позволило стать полноценными выпускниками школ едва ли не 20% школьников.
Не прямо, но в общем эту точку зрения министр образования признал. И подтвердил – форма ЕГЭ будет меняться. Но предположения журналистов об отмене ЕГЭ опроверг начисто: «Изменения коснутся исключительно технического исполнения экзамена, а не его организационной формы. Будут переформулированы задания. Они будут составлены таким образом, чтобы ученики сами писали ответы, а не выбирали его из предложенных вариантов в случайной последовательности или наугад. Есть планы ввести устную часть, это может коснуться экзамена по иностранному языку. Устная часть будет вводиться по мере технической готовности регионов», – добавил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
Министр отдельно оговорил, что все нововведения в систему образования будут вводиться постепенно и поэтапно. Больше шоковых ударов в этой сфере предпринимать не собираются. «Система ЕГЭ будет изменяться в сторону большей объективности, будет мотивировать учителей на более качественную работу. Со следующего года будет введено сочинение. Кроме того, мы будем уходить от заданий с выбором одного из четырех ответов, чтобы устранить факт случайности», – заявил он.
По словам Ливанова, появилось понимание того, что честный экзамен – это правильно. И для Минобрнауки объективный ЕГЭ в первую очередь дает возможность выявить проблемные зоны. «В 2015 году система информационной безопасности будет выстроена таким образом, чтобы добиться тех же результатов, что и в этом году. Мы с уверенностью заявляем – ни ЕГЭ-туризма, ни утечек информации в интернет не было. Количество апелляций по госэкзамену также осталось на уровне прошлого года.Сейчас прорабатывается вопрос о введении в 2016 году неоднократной сдачи ЕГЭ, в случае если учащиеся не удовлетворены полученными баллами», – сообщил Ливанов.
На Кавказе все спокойно
В кулуарах поговаривают, что когда Хлопонину доложили о том, какие результаты дал ЕГЭ на Кавказе, он ответил что-то вроде «единственный отличный результат за последнее время» и взял назад свои слова годичной давности о том, что провести честные госэкзаменыв регионе невозможно.
Несмотря на то что к республикам Северного Кавказа из-за прошлогодних скандалов было приковано максимальное внимание и независимых наблюдателей, и надзорных органов, и журналистов, результаты по республикам абсолютно сопоставимы с данными по остальным регионам Российской Федерации. Накануне даже Минобразования Дагестана оповестило о том, что 100 баллов по русскому языку набрали шесть школьников. Для сравнения, в Санкт-Петербурге – 16 «стобалльников».
В нынешнем году результаты ЕГЭ были исключены из перечня показателей оценки эффективности российских губернаторов. Министерство образования также будет рекомендовать регионам не использовать показатель результатов Единого госэкзамена для оценки работы конкретных учителей и не связывать с ним премиальные выплаты. Ливанов во время пресс-конференции отдельно подчеркнул: «Госэкзамен был введен для оценки индивидуальных успехов учеников, а не школы, региона или конкретного учителя.Сейчас очень часто преподавание в 10-11 классах сводится к натаскиванию по предметам ЕГЭ. Задача же школы в другом – сделать из ребенка достойного члена общества».
Широко растиражированные прессой случаи попыток родителейв Дагестане подкупить наблюдателей и даже факты угроз Ливанов оценил как штатные и ожидаемые.
«На самом деле даже обижает, когда создается мнение, будто на Кавказе что-то не так с детьми или педагогами. Что-то не так с самой системой образования, причем давно. Желание родителей защитить ребенка и максимально облегчить ему жизни в кавказской ментальности, возможно, и выглядит странным, но не выглядит странным то, что в школах принимают детей, уже умеющих читать, например. Несообразность того, что преподают детям, и того, чего хотят вузы – это притча во языцех. Причем давно. Да, система ломается, да, это болезненно. Возможно, это и есть выход. Сломать, чтобы построить заново. Будем наблюдать, надежды возлагаем, а итог увидим», – комментирует то, как прошел ЕГЭ в Дагестане,Патимат Магомедова, один из наблюдателей ЕГЭ.
Напомним, основной этап ЕГЭ-2014 прошел в России с 26 мая по 11 июня. В этом году в нем приняли участие порядка 770 тысяч человек по всей стране. Госэкзамен проходил в более жестких условиях, на фоне скандалов, связанных с массовыми нарушениями в отдельных регионах. Генпрокуратура связывала эти нарушения со слабым контролем за проведением экзаменов.