Рогозин разберется с проблемами «Ил-476»

Оборонный вице-премьер решил выяснить, почему первый полет нового военно-транспортного самолета задержали на месяц.

Дмитрий Рогозин решил лично разобраться, почему подъем в воздух новейшего российского военно-транспортного самолета Ил-76МД90А, который по «секретной привычке» именуют Ил-476, задержали на месяц. Для этого оборонный вице-премьер посетит завод «Авиастар», который собирает самолет, и встретится с разработчиками.

— Соберу разработчиков программного обеспечения АСУ бортовых систем и силовой установки. Выясню, где произошел сбой и чем помочь. Ребята работу свою знают, главное оказать им поддержку, — рассказал Рогозин «Известиям».

Напомним, что первый полет машины, запланированный сначала на июнь, потом на август 2012 был перенесен на сентябрь. Как рассказал «Известиям» гендиректор Авиакомплекса им. Ильюшина и главный конструктор «Ил-476» Виктор Ливанов, первый полет перенесли из-за затянувшейся отладки новых цифровых систем самолета.

— Сами по себе все системы отработаны. Но сейчас нужно настроить програмное обеспечение так, чтобы данные всех систем корректно отображались на дисплеях комплексной системы электронной индикации и сигнализации (КСЭИС), которые в этом самолете заменили стрелочные приборы. Например, закрылки открываются, а сигнал о том, что они открыты, пока на КСЭИС не поступает, — пояснил Ливанов.

Гендиректор ЗАО «Котлин-Новатор», которая отвечает за интеграцию электронных систем самолета, Александр Жук рассказал «Известиям», что конструкторы и программисты, оказались неготовы к реальным приборам и устройствам.

— К примеру, рассчетная пропускная способность клапана была одна, а на практике оказалась меньше — приходится менять программу. Или длина кабела оказалась больше, чем планировали — требуется более мощный сигнал. Тоже надо вносить коррективы. При всем при этом нужно постоянно соблюдать режимы шифрования, поскольку самолет военный. Ну и все по нескольку раз проверять, тут мелочей не бывает, — пояснил Жук.

Он добавил, что все системы самолета имеют как минимум двойное дублирование, а критические для безопасности — четырехкратное. Причем, чтобы избежать системных ошибок дублирующие системы ставят от разных производителей, а некоторые системы отличаются от дублеров и по физическому признаку — электронику дублирует гидравлика.

В целом самолет на 70% отличается от своего 40-летнего предшественника Ил-76. По словам Ливанова, у него новое крыло, построенное не из 30 панелей, а из 7, новое бортовое оборудование — «стеклянная кабина» с цифровыми приборами, система электроснабжения, — новая топливная система.

Первый полет машины запланирован на начало сентября. Управлять самолетом будет экипаж АК им. Ильюшина под руководством героя России Николая Куимова. Вторым пилотом будет заслуженный летчик-испытатель России Владимир Иринархов, штурман — Валерий Гречко, борт-инженер — Алексей Журавлев, радист — Сергей Орлов.

— Самолет мы изучили, были на функциональном тренажере, осматривали кабину. В целом система управления осталась прежней, поэтому летчикам, которые летают на Ил-76, будет несложно переучиться на новый самолет. Новой будет система индикации, вес и некоторые системы, — пояснил Куимов.

По его словам, «стеклянная кабина» нового Ил-76 во многом похожа на кабину Ил-96-300 и Ил-114.

Гендирекотор АК им. Ильюшина рассказал «Известиям», что отладка всех систем должна завершиться 25 августа. После этого самолет выкатят из цеха на полосу и запустят двигатели. Как только пилоты и конструкторы убедятся, что самолет готов к вылету, его поднимут в воздух.

В октябре АК им. Ильюшина планирует подписать с Минобороны контракт на 41 самолет Ил-76МД90А. По госпрограмме вооружений первые две машины должны поступить в войска в 2014 году. Сейчас идут консультации по поводу цены новой машины.

Ливанов отказался обсуждать финансовую сторону контракта. Однако источник в оборонно-промышленном комплексе рассказал «Известиям», что переговоры идут вокруг цены в 3 млрд рублей за машину. При этом АК им. Ильюшина добивается рентабельности в 15-20%.

От своего 40-летнего предшественника Ил-76МД90А отличается на 70% — имеет новые двигатели, новое крыло, новое бортовое оборудование. При этом фюзеляж, внешний облик, а главное — всемирно известный бренд — остались неизменными. Примечательно, что поскольку проект был засекречен, конструкторы решили условно назваться машину Ил-476, однако в дальнейшем решили отказаться от этого названия.