Шокирующая революция в Большом театре

Десятилетиями российские танцовщики балета имели одну мечту — танцевать в Большом.

За исключением нескольких случаев дезертирства на Запад в советские времена, Большой является той труппой, к которой хотят присоединиться все и которую никто не хочет покидать. Поэтому когда Наталья Осипова и Иван Васильев, ведущие звезды Большого и одни из самых известных танцовщиков в мире, объявили ранее на этой неделе, что с открытием новой исторической сцены Большого после шестилетней реконструкции они покидают театр, мир балета застыл в остолбенении. Еще более удивительным оказалось направление их движения — они уходят в Михайловский театр в Санкт-Петербурге.

«Если бы они ушли от нас в Ла-Скала или в Париж или даже в Мариинский, это было бы печально, но мы могли бы это понять, — говорит Катерина Новикова, представитель Большого. — Но потерять их в пользу Михайловского — труппы, которая едва известна — это не имеет никакого смысла».

У Михайловского долгая история — он был основан царем Николаем I в 1833 году — но он никогда не считался театром того же уровня, что московский Большой или петербургский Мариинский, два крупнейших театра оперы и балета в России, постоянно конкурирующие между собой и идущие далеко впереди других.

В 2007 году Михайловский театр был приобретен магнатом Владимиром Кехманом, который заработал свое состояние на импорте фруктов в Россию и имеет прозвище «банановый олигарх». Он вложил более 30 миллионов фунтов стерлингов своих собственных денег в театр, профинансировав ремонт и реставрацию, приобретая звездные имена и в целом щедро тратясь, все с целью превратить Михайловский из отважного аутсайдера в силу, с которой будут считаться. Подписание контракта с двумя звездами Большого на этой неделе — на данный момент самый серьезный признак того, что его планы реализуются успешно. «Мы самый экспериментальный, самый креативный и самый захватывающий театр в России, — заявил накануне в интервью газете Independent г-н Кехман. — Мы соответствуем Большому и Мариинскому в плане качества большинства наших постановок, а периодически даже превосходим их».

Российские балетные критики, возможно, оспорят это заявление, хотя большинство признают, что в Михаловском у перешедшей пары будет больше свободы в плане репертуара, и что самое важное, они смогут более свободно гастролировать за рубежом и принимать гостевые ангажементы. Михайловский заключил контракт с известным испанским хореографом Начо Дуато (Nacho Duato), который теперь создаст балет специально для двух новых звезд. Оба танцовщика отрицают, что их шаг был продиктован финансовыми соображениями, а г-жа Осипова заявила, что ее переход был вызван «поиском творческой свободы». Но скептики жалуются, что г-н Кехман осуществляет политику, свойственную, например, футбольному клубу «Манчестер Сити», который активно тратит деньги, просто переманивая лучшие таланты из других клубов, обещая им больше денег, — только в этом случае не в мире футбола, а в мире балета.

«К ним там, конечно, будут относиться как к королю и королеве, — заявила одна балерина, знакомая с санкт-петербургской сценой. — Конечно, частично это объясняется лучшими условиями, которые у них будут, и денежными причинами. Но шанс поработать с Начо Дуато тоже нельзя недооценивать».

«То, что произошло в Михайловском в последние пять лет — весьма поражает, и сейчас они будут крупнейшими звездами этого нового предприятия. У них есть шанс стать крупным брильянтом в более скромной оправе».

Большой театр после реконструкции. 3D-экскурсия © РИА Новости Павел Караулов / Александр Волков / Владимир Терентьев | Купить иллюстрацию Большой театр после реконструкции. 3D-экскурсия Увеличить фото

Большой отреагировал гневно. Г-жа Новикова заявила, что театр дал двум танцовщикам все возможности, чтобы блистать, и способствовал тому, чтобы они ездили и в другие театры Европы. «Оба они пришли в Большой в самом начале своей карьеры, и театр делал все возможное, чтобы поддерживать их во всех аспектах их роста и развития, — сказала она. — Их решение — огромный сюрприз для нас, и очень печальный сюрприз». Она добавила, что театр был особенно разочарован тем, что звезды ушли прямо сразу после начала нового сезона, и их уход бросил тень на сам факт открытия новой сцены Большого театра после многолетней реконструкции, нет чтобы подождать до конца сезона. Она предположила, что ими просто «манипулируют», и все это своего рода заговор против театра.

Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов выступил по телевидению, и в этом выступлении заявил, что он не будет подписывать документы об уходе танцовщиков в течение двух недель, чтобы дать им шанс пересмотреть свое решение. Он сказал, что театр рассматривал эту пару как своих детей, и всегда будет готов принять их обратно, намекнув, что их переманили в Санкт-Петербург, пообещав большие деньги. Он избрал мишенью своей критики «большой бизнес», пытающийся силой пробить себе дорогу в искусство. Деловая биография г-на Кехмана заставила многих, не только г-на Иксанова, задаваться вопросом, а способен ли он управлять крупным театром.

Его сравнивают с Лопахиным, жадным купцом, который хочет вписаться в аристократическое общество в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» (хотя один журналист предположил, что пьесу теперь можно переименовать в «Банановую рощу», специально в честь него). Однако другие отмечают, что за время своей работы в театре он доказал, что способен привлекать ведущих звезд международного уровня и в опере, и в балете, в ранее немодный театр.

Фруктовый магнат не хочет отступать в своей словесной войне с Большим, и даже поднял ставки во время своего интервью накануне. «Г-н Иксанов говорит, что Осипова и Васильев ему как дети — каким образом так можно говорить о ведущих артистах? Какого рода детей он в них видит? Детей крепостных? Усыновленных детей? А если он действительно полагает, что они его дети, как он может потом подходить с другой стороны и обвинять их в том, что они принимают решения, исходя из финансовых соображений?»

«У нет права так говорить, и его заявления являются неуместными и унизительными, не в последнюю очередь для него самого». Он озвучил позицию, согласно которой пока г-н Иксанов не принесет извинений Михайловскому и самим танцовщикам, пара не появится на сцене Большого, даже в качестве приглашенных артистов.

Г-н Кехман признал, что он предложил «хорошие условия» г-же Осиповой и г-ну Васильеву, и добавил к предложению еще недвижимость в центре города, но он отрицает, что предложил им больше, чем предложили бы другие ведущие европейские балетные театры. Он предположил, что творческая неудовлетворенность в Большом имела для пары большее значение, чем финансовые соображения.

Балетная труппа большого театра в последнее время охвачена проблемами, ушел в отставку ее художественный руководитель, после того, как в интернете были размещены ранее в этом году порнографические фотографии с его участием, а премьер Большого Николай Цискаридзе продолжает активно критиковать руководство театра в СМИ. Он также заявил российским журналистам, что по его мнению после очень дорогих реставрационных работ в Большом театр стал выглядеть словно турецкий отель.

Одним из ярких моментов для Большого стало приглашение ведущего американского танцовщика Дэвида Халлберга (David Hallberg), которое рассматривалось как признак того, что театр все еще способен привлекать лучшие мировые таланты, и что он готов отбросить свою консервативную репутацию, впервые приглашая иностранца в качестве премьера.

К сожалению для г-на Халлберга, ангажемент в Большом больше не будет включать в себя бонус в виде выступлений вместе с г-жой Осиповой, с которой он ранее выступал в партнерстве в постановках Американского театра балета (American Ballet Theatre) в Нью-Йорке. И скорее как бесшабашный и озорной футбольный менеджер, пытающийся выбить из колеи центрфорварда в команде соперника, г-н Кехман обозначил г-на Халлбергу другой вариант раздражить Большой. «Я бы хотел, чтобы и г-н Халлберг к нам присоединился», — сказал он. «Вряд ли понадобится больше одного сезона, чтобы нынешняя творческая атмосфера в Большом начала действовать ему на нервы, и я уверен, что через год или около того он будет у нас. Мы ждем-не дождемся его приезда».

Роман Абрамович — финансирует московскую художественную галерею своей подруги Даши Жуковой, а также подписался на финансовую поддержку капитального ремонта острова в Санкт-Петербурге стоимостью 260 миллионов фунтов, который станет еще одним отделением галереи г-жи Жуковой. Также спонсировал турне московского театра «Современник» в Лондоне.

Виктор Вексельберг — один из богатейших людей России, г-н Вексельберг не только имеет обязательную для олигарха частную коллекцию произведений искусства, но также оплачивал возвращение на родину известных российских работ. Его наиболее известным деянием является собирание коллекции яиц Фаберже, тщательно отделанных украшениями произведений искусства, изготовлявшихся для царей.

Владимир Потанин — заработавший свои миллиарды в металлургии, ныне он является крупным спонсором санкт-петербургского Эрмитажа. Его фонд также финансирует другие художественные проекты по всей России, а он сам является членом совета директоров Фонда Гуггенхайма.