Собянин приказал лишать премий чиновников за отписки на жалобы

За лето число отписок, присылаемых москвичам в ответ на их жалобы, увеличилось втрое

Столичный мэр Сергей Собянин на оперативном совещании в правительстве Москвы распорядился наказывать рублем глав управ районов, не соблюдающих сроки реагирования на обращения горожан. Кроме того, он поручил решить проблему отписок: за последние месяцы их число выросло в три раза. Впрочем, эксперты считают, что все это не возымеет должного эффекта.

По числу причин жалоб, поступающих на портал «Наш город», лидируют ямы и выбоины на дорогах, мусор во дворах и неисправные детские площадки, сообщила руководитель аппарата мэра Анастасия Ракова. На четверть обращений главы управ реагируют позже положенного срока — пять дней с момента появления жалобы. Кроме того, по словам Раковой, втрое участились случаи игнорирования существующих проблем.

— Граждане говорят, что нарушения есть, а органы, которые ответственны за их исправление, это не подтверждают, — сообщила она. — Каждый такой случай направляется в ОАТИ. Впервые у нас наблюдается тенденция, когда ОАТИ фиксирует факт нарушения в отличие от тех структур, которые его должны исправлять.

Собянин сообщил, что главы управ районов, признанных лидерами по числу жалоб по срокам или отпискам, будут автоматически лишены премий.

Премии госслужащим выдаются раз в квартал: для хорошо работающих чиновников она составляет 2–3 должностных оклада, остальным дают по одному окладу. Поскольку зарплата чиновников складывается из оклада и множества надбавок, удар по кошельку депремирование нанесет небольшой. Например, глава управы раз в квартал может лишиться максимум 20–30 тыс. рублей.

Тем не менее представители префектур предположили, что такой инструмент может быть эффективным, если информация о взысканиях будет выноситься за пределы кабинетов.

— На крупных совещаниях с главами управ префект публично критикует проштрафившихся чиновников, — рассказал пресс-секретарь префектуры СВАО Александр Латышев. — Таким способом с ноября удалось снизить число отписок или задержек с ответами до единичных случаев.

В ряде округов принимаются собственные меры борьбы с недобросовестными чиновниками. Пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов рассказал, что в округе на днях открылся интернет-портал, с помощью которого жители центра могут минимизировать риск получения отписки.

— Жители напрямую обращаются в префектуру. Они могут, например, внести свой дом, даже если он не стоит в очереди на ремонт и благоустройство, в окружную программу на следующий год. Горожане также могут составить список необходимых работ. После осмотра дома на эти работы выделяется бюджет.

Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Иван Новицкий одобрил меры воздействия на недобросовестных чиновников.

— Разнос от начальства, по-моему, даже более эффективен, чем лишение премии, — сказал он. — Возможно, самых недобросовестных чиновников стоит песочить не только на ковре начальства, но и публично. Например, устроить ему встречу с недовольной общественностью или вывешивать фото «худшего работника месяца» на официальном сайте округа.

Профессор Высшей школы урбанистики ВШЭ Елена Шомина заявила, что ни один инструмент не принесет пользы, пока горожане не приобретут базовые знания об устройстве и работе муниципальных властей. Исправить ситуацию, по мнению эксперта, мог бы специальный «чиновничий» ликбез среди москвичей. Причем Шомина подчеркнула, что занятия о правах и обязанностях сотрудников управ можно проводить начиная со школьного возраста.

— Нередко горожане не могут разобраться, в чьей компетенции находятся конкретные вопросы, и неделями обивают пороги не тех чиновников. Местные власти пользуются незнанием жителей и чувствуют себя безнаказанными, — сказала она. — Надо объяснить москвичам и сроки реагирования на жалобы.

Кроме того, добавила эксперт, надо радикально менять имидж чиновников. По ее мнению, рядовым москвичам стоит объяснять, что служащие должны отвечать именно перед ними, а не перед вышестоящим начальством.