Сталину в храме не место?

Едва поутихли, кажется, страсти вокруг Троицы святого Андрея Рублева, как новый скандал поместил тему православия на первые полосы бульварной прессы. Православная общественность и околоправославная тусовка обсуждает поклонение иконе с изображением Иосифа Джугашвили (Сталина) в одном из храмов города Стрельна Ленинградской области. Едва заглохшая дискуссия о канонизации вождя и отца народов, закономерно вспыхнула с новой силой. «Атеистическое подполье», глядя на эту, не всегда укладывающуюся в рамки моральной цензуры, полемику, громогласно констатирует «недалекость» верующих.

Еще со времен советской антицерковной пропаганды в интеллигентствующих кругах стало модно считать православных людьми темными и неблагоразумными. Между тем, многие воинствующие атеисты выглядят более чем забавно, выдвигая тезис подобный хрестоматийному: «Гагарин в космос летал и Бога не видел!». Тот факт, что современные достижения науки не отменяют Божьего бытия, а напротив дают верующему ее один повод восхититься мудрости творца, игнорируется в рамках такой классической подмены понятий.

В нынешней ситуации некоторые православные, или называющее себя таковыми, граждане подливают масла в огонь, категорически выступая «за» или «против» поклонения Сталину, обеляя или черня этого, без сомнения, великого исторического деятеля. Собственно говоря, заявления о необходимости канонизации Сталина можно вполне уверенно назвать «другой крайностью» относительно пропаганды всяческого «голодомора». Кроме того, на фоне попыток серьезной дискуссии о возможности этого акта, противники церкви прямо говорят, о «секретном договоре Сталина и высшего духовенства», якобы заключенном генералиссимусом еще при жизни, иллюстрируя этим мифом продажность церкви.

Попытаемся разобраться в сути вопроса. Итак, игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма святой княгини Ольги выставил для поклонения икону блаженной Матроны Московской, на которой в полный рост изображен Иосиф Сталин. При этом генералиссимус выступает не в роли гонителя и мучителя, как на скандально известных фресках одного из греческих храмов, на которых иконописец представил Владимира Ульянова (Ленина), отрезающего бороду святителю Луке, а в виде благословляемого на борьбу с фашистами, подступившими к Москве. Ранее этот сюжет уже встречался, например, на клейме иконы блаженной Матроны в Никольском храме на Староваганьковском переулке в Москве.

Из статьи в статью перетекает цитата отца Евстафия, который, якобы, объяснил помещение в храме иконы с изображением Иосифа Виссарионовича так: «Чувство, что Сталин — отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, — это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один — мой отец по плоти, а другой отец — это отец народов». Образ вызвал возмущение прихожан, весть о котором дошла и до иностранной прессы. «Появлению» Сталина в церкви уже посвятила сталью итальянская La Repubblica, возвещая «войну икон». Еще больше внимания к ситуации привлек факт добровольной отставки игумена с церковного поста «под давлением общественности».

Размышляя об изображении Сталина на иконе, прежде всего, стоит сказать, что ничего крамольного в этом, вроде бы, нет. Как совершенно справедливо указывают признанные специалисты по символике иконографии, на иконах и фресках изображают и животных, и растения и даже бесов. Можно привести массу примеров помещения на священный образ простых людей, участников и очевидцев событий, и даже гонителей и мучителей христиан, если это соответствует тому сюжету, который икона помогает вспомнить верующим.

Но с другой стороны, в «официальном» житии блаженной Матроны упоминание о ее, якобы, имевшей место встрече со Сталиным в 1941 году, мы не находим, как и достоверных исторических свидетельств об этом. Вопрос, обращенный к сторонникам почитания Сталина в рамках православной традиции: «Почему генералиссимус, пообщавшись, как в утверждаете, с блаженной Матроной, пару лет подождал, прежде чем дать послабления Русской Православной Церкви?», — останется без аргументированного ответа или будет объяснен «заговором, непонимающих православную душу вождя однопартийцев». Однако то, с какой легкостью Иосиф Сталин расправлялся с подобными настоящими и мнимыми заговорами, наводит на определенные сомнения в логичности таких рассуждений.

Вернувшись к иконографии, можно сказать, что одной из целей, которой служит подобная «сюжетная» икона, является напоминание о событии. Следовательно, отец Евстафий выставляя для поклонения такую икону, предлагал прихожанам храма воспринять Сталина с точки зрения отличной от общепринятой — как православного воина. «Уж не подготовка ли к канонизации?», — задаются вопросом многие.

Между тем, еще до широкого обсуждения икон со Сталиным, и даже самопальных «икон» Сталина, причина невозможности канонизации Иосифа Виссарионовича Джугашвили была ясна. В послании патриарха Тихона от 19 января 1918 года говорится об отлучении от Церкви тех крещеных православных христиан, которые участвовали в убийствах невинных людей и в гонениях на Церковь. Конечно, Сталин, являвшийся уже в это время членом ленинского Совнаркома, попадает под эту анафему. Кроме того, 22 января 1918 года Поместный Собор Русской Православной Церкви принял это послание как соборное постановление, которое остается в силе до сего дня.

Что же до изображения Сталина на иконе, пусть даже в качестве отрицательного персонажа, то хотелось бы, чтобы современные художники от этого воздержались. Дабы не скандализировать православие. Ведь икона создается изначально для «удобства» верующих и облегчения их молитвенного общения с Богом. А фигура Сталина отвлекает от молитвы не хуже короткой юбки рядом стоящей девушки.

Алексей Громский