Зачем России такие рекорды
В последние годы Россия уверенно бьет один за другим мировые рекорды по стоимости и ненадобности объектов инфраструктуры.
Строительство моста на остров Русский во Владивостоке было начато в сентябре 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в сентябре 2012 года. Мост построили, саммит провели, а дальше? Питьевую воду на остров привозят в канистрах.
На начало строительства стоимость составляла 20 млрд. рублей, а к концу строительства возросла до 34 млрд. рублей. Длина моста составляет 1885 метров. Для сравнения: за $2 млрд. в Китае построили мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра.
Сумма на подготовку Олимпиады в Сочи превысила 1,5 триллиона рублей, или 50 миллиардов долларов. Первоначальная смета, озвученная в 2007 году, составляла 12 миллиардов долларов (тогда — 314 миллиардов рублей). Примерно за пять лет «стройка века» подорожала почти в пять раз.
Мост в Крым также, как и предыдущие объекты, поставит мировой рекорд по стоимости. По данным газеты Комерсант, изначально возведение моста через Керченский пролив оценивалось в 46 млрд рублей, однако стоимость проекта несколько раз возрастала и сейчас он оценивается в 283,2 млрд рублей (около 8 млрд долларов). Из них 149,8 млрд руб. потребуется на строительство моста, подъездные пути обойдутся в 51,4 млрд руб., а подготовка — примерно в 82 млрд рублей. При этом общая стоимость приблизилась к мировому рекорду: самый дорогой мост в истории — Даньян-Куньшаньский в КНР длиной 165 км обошелся в $8,5 млрд.
Ради того чтобы направить дополнительные деньги на инфраструктуру Крыма, российские власти отказываются от двух масштабных строек: моста через реку Лена в Сибири и грузового терминала в порту «Тамань» в Краснодарском крае. Эксперты говорят, что эти проекты не имели первостепенного значения, но настоящие расходы на полуостров еще впереди.
Главным ресурсом развития Крыма в 2014 году, как неоднократно заявляли чиновники, станут сбережения, сделанные минфином за счет замораживания взносов россиян на накопительную часть пенсии в этом году. В общей сложности это 243 млрд рублей. Теперь к ним могут добавиться еще 112 млрд рублей.
Вероятно, придется закрывать и другие проекты, отказываться от каких-то планов. Но деньги найдутся, даже если придется от многого отказаться и многим пожертвовать
Сооружение моста — действительно сложный проект. Но обратимся к истории. Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста для автомобильного и железнодорожного транспорта через Керченский пролив. Наступление советских войск весной 1944 года не позволило немцам достроить мост полностью. Мост в Керченском проливе был достроен Советским Союзом. По этому мосту в 1944 году даже прошел поезд, но, к сожалению, в этом же году мост был разрушен.
Видя, какие мировые рекорды ставит наша страна, невольно задаешься вопросом, почему другие страны так не могут?
Строительство за рубежом ведется, по следующему принципу. Сначала проводятся обсуждения, учитываются все плюсы и минусы, затем разрабатывается проект, все просчитывается и уже затем идет речь о денежном финансировании. У нас же сначала выбивается государственное финансирование, при этом у заинтересованных лиц, как правило, нет никакой документации.
Получается как в анекдоте. Проходит тендер на объект дорожного строительства. На тендере присутствуют китайская делегация и Иван Петрович. Китайцы предлагают построить за 100 млн., а Иван Петрович за 800 млн. Комиссия спрашивает у Ивана Петровича: «Почему так дорого?». «500 млн. на откаты, 200 себе и 100 китайцам на строительство», — ответил Иван Петрович. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное правда.