Канал «Спас»: Капков убивает русские театры в Москве

В прямом эфире программы «Вечность и время» на телеканале «Спас» ведущий — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин и его гости — директор Русского духовного театра «Глас» Татьяна Белевич и руководитель Московского театра русской драмы Михаил Щепенко — обсуждали тему «Русский традиционный театр: программа выживания».

Поводом для разговора стало бедственное положение представленных театров и отношение к проблеме департамента культуры Москвы и его руководителя Сергея Капкова. Театры, получившие известность в Москве как представители традиционной русской культуры и заслужившие любовь зрителей, на сегодняшний день лишаются зданий. И лишаются не по своей вине, а из-за желания московских чиновников, как считают представители театральных коллективов, «монетизировать» выгодное расположение их зданий в центре столицы.

По словам директора Русского духовного театра «Глас» Татьяны Белевич, реконструкция театра продолжается уже более 15 лет, для ее ускорения труппа переехала в арендуемое помещение, где и находится уже шестьлет. Старое реконструируемое здание находится в самом центре столицы по ул. Малая Ордынка, дом 30. В одной из публикаций представители Департамента культуры утверждали, что по этому адресу сохранился только фундамент здания. Ранее протоиерей Всеволод Чаплин в комментарии для «Интерфакс-религии» обещал как член Общественной палаты добиться максимального общественного контроля за будущим этого здания. «Если оно будет отнято у театра, разрушено, продано или кому-то передано, общественный контроль за всеми процессами, происходящими по адресу: Малая Ордынка, 30/6, строение 1, обеспечим по полной программе», — сказал тогда священник.

«У нашего театра в этом году юбилей — нам исполняется 25 лет. И к юбилею Департамент строительства Москвы преподнес «подарок» — уведомил Попечительский совет о том, что здание театра с землей выставляется на торги», — говорит Татьяна Белевич.

На вопрос протоиерея Всеволода Чаплина: «Москва не бедный город. Почему за 15 лет реконструкция так и не была завершена, в чем причина?», — руководитель театра «Глас» ответила: «Трудно сказать. Мы все эти годы ютимся в неприспособленном арендуемом помещении, а окончание реконструкции все время откладывается под разными предлогами — то надо было гаражи подземные достроить, корректировали проект, то возникали проблемы с «пожаркой» или еще что-то. Оно и понятно — центр Москвы, наверное, кому-то видится на месте театра что-то более коммерческое, более рентабельное».

Директор департамента культуры Москвы Сергей Капков убеждает руководство театра в том, что «все в порядке» и «если что, мы сообщим», однако сообщил о дальнейшем «порядке» Попечительскому совету театра не он, а директор Департамента строительства: «Вопрос по вовлечению имущества города Москвы с последующим направлением указанного объекта незавершенного строительства на инвестиционные торги вынесен на заседание штаба мэра Москвы С. С. Собянина», — сказано в официальном ответе.

«Закопали» 200 миллионов, а сейчас выставляют на торги«, — подводит горький итог Татьяна Белевич. «Кто должен был позаботиться о судьбе театров — департамент строительства, которому по понятным причинам нет дела до культуры и у которого свои строительные и деловые приоритеты, или тот, кто, казалось бы, имеет прямое отношение к культуре столицы, то есть Департамент культуры Москвы и его руководитель Сергей Капков?», — задавали и не нашли ответа на вопрос участники обсуждения.

Рассказал о похожем отношении к ним и руководитель Московского театра русской драмы Михаил Щепенко: «17 лет назад было принято постановление правительства Москвы о строительства второго здания театра — в старом мы задыхаемся. Два года назад представители Департамента строительства заявили, что готовы, наконец, приступить к реализации этого решения. Но сменившееся в это время руководство городской культуры в лице Сергея Капкова ответило отказом. Парадокс: строители, которых обычно нужно уговаривать, были готовы начать работы, а Департамент культуры, который должен отстаивать интересы театра, сказал «нет» без каких либо обоснований. Год назад театр пережил пожар — и нашей вины в этом нет, есть соответствующее заключение, мы в это время находились на гастролях, — с тех пор театр существует в крайне стесненных условиях».

«Странности отношения к нам Департамента культуры Москвы не только в этом», — продолжил Михаил Щепенко. — Мы успешно проводилиМеждународный фестиваль школьных театров «Русская драма». Девиз фестиваля — «Береги честь смолоду!». Его задача -пропаганда традиционных ценностей и культуры, всего того, о чем говорит сегодня президент России. Фестиваль очень востребован и популярен, со всех сторон заявки, огромный конкурс. Так вот: Департамент культуры, якобы основываясь на тезисе об отсутствии у нас после пожара надлежащего помещения, отказал в его проведении. Нам было сказано найти помещение. Мы помещение нашли! Но нам все равно было отказано. Почему? — осталось загадкой«.

Подводя итог дискуссии, отец Всеволод Чаплин сказал: «В центре Москвы становится все меньше учреждений культуры. За исключением крупных — понятно, что не тронешь Московскую консерваторию, МХАТ или другие известные театры и концертные залы. Но более мелкие из центра вытесняются. И можно было бы сказать, что здесь грубые мотивы: в центре столицы безумно дорогая земля и недвижимость, многие готовы вложить в нее капиталы, нельзя исключить желание кого-то из чиновников на этом заработать. Само по себе это тоже неприятно — в том числе потому, что мы привыкли, что места культуры находятся в историческом центре города. И это вопрос не только транспортной доступности, но прежде всего культурного лица Москвы, ее духовного облика. Нас, конечно, беспокоит, сохранит ли Москва свой традиционный культурный облик?»

«Но есть и другая сторона вопроса, — продолжил отец Всеволод. — Наблюдая за действиями руководства Департамента культуры Москвы, получаешь ощущение, что проводимая им политика имеет мировоззренческую мотивацию, направленную далеко не на поддержку, а на настоящую дискриминацию учреждений традиционной русской культуры».