Минтранс защитит конституционные права капитанов

Министерство транспорта намерено облегчить жизнь капитанам торговых судов, чьи корабли вынуждены по много раз за рейс пересекать государственную границу России. В ведомстве разработали законопроект, который разрешит торговым кораблям неоднократное пересечение границы без обязательного прохождения пограничных и таможенных формальностей.

Прежде всего это касается судов, которые возят грузы из Приморского края в порты Сахалинской, Магаданской областей, Камчатского края, Чукотки, а также тех, кто идет по трассе Северного морского пути. Они вынуждены пересекать границу РФ, но за это капитанам грозит привлечение к административной ответственности. А штрафы немаленькие: за пересечение госграницы — 30–50 тыс. рублей для капитанов и 400–800 тыс. рублей для судовладельцев.

Особенную выгоду от либерализации режима пересечения границ смогут извлечь рыболовные компании, говорит «Известиям» руководитель юридического управления ОАО «Совкомфлот» Алексей Остапенко. «Рыбаки чаще других пересекают границу», — объяснил эксперт.

Как говорят в Минтрансе, цель документа — обеспечить реализацию Конституции РФ. Основной закон страны гарантирует в России единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также право свободно передвигаться и выбирать место пребывания. Кроме того, Конституция запрещает устанавливать на российской территории таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо иные препятствия для свободного перемещения.

Судовладельцы уже обращали внимание правительства на существующую проблему. Так, замдиректора правового департамента Дальневосточного морского пароходства (один из основных операторов контейнерных линий, соединяющих порты Дальнего Востока) Елена Звездина рассказывала, что в портах Владивостока и Петропавловска-Камчатского власти требовали пограничного оформления торговых судов, плывущих из одного российского порта в другой. Причем эти требования различались: если во Владивостоке действовала уведомительная система, то в Петропавловске приходилось действовать по процедуре, применяемой к судам заграничного плавания. В случае невыполнения требований капитанов привлекали к административной ответственности.

Такая практика, по мнению Звездиной, является существенным барьером для того, чтобы сделать российский флаг привлекательным. Ведь для иностранных судов применяется принцип мирного прохода российского территориального моря (определен в ст. 18 Конвенции ООН по морскому праву). А подобный порядок не требует ни уведомления пограничных органов, ни тем более разрешения.

По словам Остапенко, новый законопроект призван внести ясность в сферу регулирования пересечения судами государственной границы. А это, в свою очередь, может положительно сказаться на развитии российского судоходства, резюмировал эксперт.