На крышах вокзалов и станций метро появятся сады

Мэрия разработала отраслевую схему озеленения столицы до 2025 года.

НИиПИ Генплана Москвы подготовил схему озеленения столицы до 2025 года. На разработку документа было потрачено 175 млн рублей. В нем приводится список 94 городских объектов — это в основном станции метро и пригородных поездов, — где в ближайшие три года появятся сады на крышах и живые изгороди.

В центре города украсят зеленью крыши надземных вестибюлей станций метро «Парк Культуры», «Добрынинская», «Площадь Ильича» и «Новослободская». Кроме того, сад появится на крыше Павелецкого вокзала, а также Экспоцентра на Краснопресненской набережной. А возле станции «Третьяковская» планируется сделать живую изгородь.

Сады на крышах организуют и в других округах, они появятся на станциях «Тимирязевская», «Войковская», «Сокол», «Университет», «Кутузовская», «Молодежная», «Щелковская», «Каховская», «Коньково» и некоторых других.

Цветами решено украсить павильоны железнодорожных станций в черте города — Лосиноостровскую, Кусково, Новогиреево, Крюково, Бирюлево-Товарная и др. Как отметили в мэрии, стоимость проекта пока не оценивалась. Однако, по данным экспертов, сад лишь на одной крыше площадью 1 тыс. кв. м вместе с проектированием может обойтись властям в 30–35 млн рублей.

Как записано в концепции озеленения Москвы, зеленые насаждения сегодня занимают 54,5% территории города. Но если в некоторых районах — к примеру на востоке и юго-западе — зелени достаточно, то в других — особенно в центре города — ее катастрофически не хватает. Власти признали, что особенно критическая ситуация сложилась в районах Арбат, Замоскворечье, Тверской, Красносельский и Басманный.

«Cовременное состояние озеленения Москвы в целом следует признать неудовлетворительным», — говорится в концепции. В документе отмечается, что у столицы практически нет опыта «применения альтернативных приемов озеленения», таких как сады на крышах, живые изгороди, мобильные контейнеры с цветами. При этом разработчики концепции считают их хорошим способом «повышения экологической эффективности и рекреационной привлекательности городских территорий, формирования их разнообразного облика».

Как сообщали «Известия», еще в начале этого года департамент природопользования одобрил проект парка на кровле жилого дома площадью 2 тыс. кв. м. На реализацию проекта должно уйти 20 млн рублей, но пока так и не нашли подходящее здание.

Эксперты отмечают, что станции метро и пригородных электричек — не лучший выбор для подобных экспериментов.

— Сады дают существенную нагрузку на кровлю, здания станций метро не выглядят настолько капитальными, чтобы ее выдержать, — пояснил гендиректор компании «Искусство земли» Владислав Потапов. — Если же высадить на крышах газоны либо мелкие растения — их не будет видно с земли.

Более удачной идеей эксперт считает вертикальное озеленение станций.

— Можно использовать однолетние или многолетние лианы — они будут хорошо видны, за ними проще ухаживать, чем за садами на крышах. Кроме того, этот проект обойдется в несколько раз дешевле, — сказал Потапов.

Сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк отметил, что увеличивать объем зеленых насаждений необходимо. Но поднимать зелень наверх, когда ее не хватает на земле, не очень эффективно.

— Зеленые насаждения защищают людей от шума. Сады на крышах эту проблему не решают, однако стоят дороже, чем обычное озеленение, — подчеркнул эксперт.

По его словам, в Москве достаточно земли, где можно посадить деревья и кустарник, даже в центре города. Власти, к примеру, не хотят возвращать деревья на Тверскую, мотивируя это тем, что растения не приживутся на загазованной улице.

— Здесь чиновники лукавят, можно найти выход из ситуации, однако в центре Москвы очень дорогая земля, а деревья денег не приносят, — сказал Сливяк.

Как сообщали «Известия», на содержание зеленых насаждений в столице в 2012 году будет потрачено более 2 млрд рублей, а на цветочное оформление города — более 1 млрд.