На пешеходные переходы потратят триллион

Госстандарт изменит нормативы их организации. Проблему обустройства пешеходных переходов обсудили на совместном заседании общественных советов МВД и Минтранса 18 июня. С начала текущего года впервые за три года количество погибших пешеходов не увеличилось, а уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. Это стало результатом жестких мер властей по борьбе с пьянством за рулем. Но проблемы остаются: на нерегулируемом и плохо обустроенном переходе пешехода не заметит и собьет даже трезвый водитель. Власти обещали заняться проблемой; эксперты подсчитывают, сколько она будет стоить. А региональные власти, которым за это платить, нервно вздрагивают от озвученных цифр.

«Пешеходы стали меньше гибнуть на дорогах в этом году по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет. Но проблема все равно остается, Этот год выглядит гораздо предпочтительнее и с точки зрения смертности, и с точки зрения наездов на пешеходных переходах; впервые за три года негативную тенденцию роста смертности удалось переломить», — сообщил начальник ГИБДД МВД РФ Виктор Нилов.

По данным ГИБДД, с начала текущего года всего на дорогах России пострадали более двадцати тысяч пешеходов, что на девять процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Участники заседания отмечали, что снижение смертности, видимо, стало результатом очень жестких мер властей по борьбе с пьянством за рулем. Но как только начинает решаться очевидная проблема пьяных водителей, на первый план выходят другие. И, в первую очередь, проблема обустройства пешеходных переходов. В Москве привыкли, что переход—это залитый светом перекресток с уютно мигающим (а то и поющим) светофором. К сожалению, во многих регионах пешеходный переход—это кромешная темень неосвещенной трассы и полустертая «зебра» без всяких указателей на подъезде к ней.

«Когда пешеходный переход красят краской, и никакой его видимости, соответственно, водитель не может избежать столкновения с пешеходом. И такая проблема есть», — отметил председатель Общественного совета МВД РФ Анатолий Кучерена.

Начальник ГИБДД не просто отреагировал на критику, а сообщил, как проблема будет решаться. «В ближайшее время Госстандарт примет норматив, который позволит уже реально предложить регионам новые требования по благоустройству пешеходных переходов. Будем стараться», — заявил Виктор Нилов.

Сразу возникают вопросы: за чей счет и сколько это будет стоить? С первым все понятно: за счет бюджетов субъектов федерации, регионов. Собственно, указанное выше отличие в обустройстве пешеходных переходов в Москве и провинции наглядно демонстрирует разницу в объемах бюджетов этих регионов. Как и заботу местных властей о безопасности дорожного движения.

А вот с цифрами сложней. Сейчас формально действуют стандарты еще советского времени. А там сказаны общие слова и лишь два конкретных требования: чтобы на нерегулируемом переходе была «зебра», а на регулируемом—еще и светофор. Какой краской красить; использовать ли катафоты и люминесцентную (отражающую свет) краску и покрытия—про это ни слова. Не прояснили ситуацию с цифрами и в ГИБДД.

Цифры знают эксперты. Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, специально для МК заявил: «Участники заседания согласились, что не нужно изобретать особый российский велосипед. Стандарты обустройства пешеходных переходов в развитых странах очень близки. Краска на «зебре» должна быть люминесцентной, как и покрытие на дорожных знаках, которых должно быть три: первый за 600 метров до перехода. Есть технические требования и к светофорным объектам. Обустройство нерегулируемого пешеходного перехода обойдется в сумму около 800 тыс. руб.; регулируемого—1,5-3 млн. руб. в зависимости от сложности и «продвинутости» светофорного объекта. Это если не воровать».

Региональные власти от таких цифр явно схватятся за голову. В различных регионах количество переходов разное, как и степень их приближенности к новым стандартам. Точные оценки затрат появятся, когда пройдет «ближайшее время» и стандарты будут озвучены. Но речь, по-видимому, идет о десятках миллиардов рублей в рамках бюджета типичного региона и о порядка 1 трлн. руб. по всей стране.