Общественники опять раскритиковали ЕГЭ
По мнению активистов общественного движения «Обрнадзор», четырехкратное увеличение средств на проведение Единого государственного экзамена никак не улучшило его качества.
Общественники вновь раскритиковали проведение Единого государственного экзамена. Движение «Обрнадзор» подготовило специальный доклад, в котором опубликовало данные от сотрудников региональных министерств образования (было опрошено 37 регионов страны). В докладе (есть в распоряжении «Известий») общественники приводят факты неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на ЕГЭ-кампанию 2014 года. Ее финансирование в этом году было увеличено в четыре раза.
— Это исследование проводилось бесплатно, энтузиастами, в основном в регионах, поскольку они были разочарованы тем, что в вопросах организации и проведения ЕГЭ их ставят перед фактом — всё решается на федеральном уровне, — пояснил «Известиям» источник в «Обрнадзоре». — Поэтому мы надеемся, что обнародование этого доклада привлечет внимание Минобрнауки к мнению региональных работников системы образования.
Помимо общеизвестных и широко обсуждаемых в СМИ недостатков экзамена активистов «Обрнадзора» удивила, в частности, дополнительная стоимость выявления одного списывающего на ЕГЭ-2014. Эта цифра составила более 1,2 млн рублей. По информации официального сайта Рособрнадзора, в 2013 году аннулированы 664 работы ЕГЭ (при финансировании мониторинга ЕГЭ в 5 млн рублей). В 2014 году на этот мониторинг потрачено уже 709 млн рублей (в том числе на видеонаблюдение и трансляцию), а аннулированы 1224 работы. Таким образом, по мнению общественников, заявленные Рособнадзором десятки тысяч онлайн-наблюдателей, тысячи «общественных» наблюдателей смогли зафиксировать всего на 560 нарушений больше, чем в прошлом году.
Специалисты вычислили и среднюю стоимость участия одного общественного наблюдателя, которое по закону должно быть безвозмездным. Она составила более 57 тыс. рублей (все расчеты есть в докладе).
По данным экспертов, 11 из 15 госзакупок Минобрнауки и Рособрнадзора для ЕГЭ-2014 на сумму более 885 млн рублей были выполнены без торгов или в результате несостоявшихся торгов.
В Рособрнадзоре комментировать эту тему отказались.
— На мой взгляд, выводы, сделанные в этом докладе, хоть местами и шокирующие, но весьма предсказуемые, — считает давний противник Минобранауки, депутат Госдумы Владимир Бурматов. — Это объяснимо, учитывая беспрецедентную сумму, которая была потрачена на PR-кампанию ЕГЭ — 48,5 млн рублей. ЕГЭ 2014 года обошелся федеральному бюджету в четыре раза дороже, чем в прошлом году, но никаких существенных позитивных изменений не произошло. Средний балл практически не изменился. Почти не изменилось и количество высокобалльников по русскому языку — предмету, который сдавали абсолютно все. Нам также обещали, что будет покончено с «ЕГЭ-туризмом», но только из одной Махачкалы 1,2 тыс. человек выехали сдавать экзамен в отдаленные деревни. Таких фактов очень много. Если почти все показатели остались на уровне прошло года, тогда куда ушли деньги налогоплательщиков?
По словам депутата, не удалось решить и проблему с «мобильным списыванием». Несмотря на наличие металлодетектеров школьники проносили телефоны в аудитории, и количество фактов списывания возросло. По мнению Владимира Бурматова, часть средств, потраченных на PR-кампанию экзамена, целесообразнее было бы направить на психологическую подготовку школьников-выпускников.
С просьбой оценить эффективность расходов на прошедший Единый госэкзамен депутат обратился в Министерство финансов (есть в распоряжении «Известий). Он уверен, что объективный анализ экономистов поможет более грамотно спланировать очередную экзаменационную кампанию. Также парламентарий сделал запрос на имя заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец с просьбой открыть статистику по ЕГЭ этого года, в том числе показать количество учащихся, не сдавших экзамен по русскому языку.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Михаил Берулава считает, что намного важнее исследовать и доработать содержательную часть Единого госэкзамена, чем заниматься выискиванием тех или иных недостатков в организации его проведения.
— Конечно же, нужно проводить различные исследования по результатам таких кампаний, ведь средства действительно тратятся немалые. Зачем в море выбрасывать песок — оно всё равно унесет… Но я считаю, что на сегодняшний день намного важнее направить силы на усовершенствование самих тестов, чтобы по их результатам можно было более полно оценивать знания выпускников. Каждый год мы что-то вносим, что-то меняем в ЕГЭ. Подготовка к экзамену влияет на механическую память, а мыслить школьников ЕГЭ не очень-то учит. И в ближайшее время наши чиновники от образования совместно с учеными найдут выход из этой ситуации. Именно это сейчас особенно важно, — отметил он.
— Я всегда против того, чтобы проводились целенаправленные кампании по дискредитации процедуры ЕГЭ, которая давно себя зарекомендовала и дает колоссальные преимущества, — заявил профессор кафедры политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. — Как бы плохо ни выглядела процедура ЕГЭ, это избавляет наше общество от страшной коррупции в сфере образования и дает шансы выпускникам школ в любом отдаленном уголке России, которые действительно хорошо учатся, поступить в самые престижные российские вузы. Для меня, как для преподавателя вуза, это самое главное. Поэтому все остальные минусы, которые возможны, перекрываются двумя этими огромными достижениями.