Останавливать ценовой беспредел никто не намерен

Происходящее с ценами и тарифами на продовольствие, ЖКХ, лекарства, топливо и транспорт люди называют не иначе, как полный беспредел. Двадцать лет нам говорят о развитии конкуренции и невидимой «руке рынка», которая все отрегулирует и все поправит. Однако в стране нет ни рынка, ни конкуренции.

В России 40% семей тратят на услуги ЖКХ более 25% своего семейного бюджета. В то же время для 80% семей США и большинства стран ЕС эти расходы составляют от 4 до 6%.

Молоко нередко продаётся по 40-60 руб. за литр, хотя у селян оно закупается по 3-5 руб. Батон хлеба стоит 20-30 руб., а килограмм зерна, из которого можно испечь несколько батонов, сельчане продают по 3-4 руб. (http://kprf.ru/dep/93849.html).

Цены на овощи даже на огромном московском рынке завышены в 3-10 раз (http://www.lindex.lenin.ru/Lindex4/Text/8780.htm).

Владимир Путин в ноябре 2011 года констатировал, что «необоснованные допдоходы энергосбытовых организаций в 3-4 раза превышают установленную органами регулирования сбытовую надбавку». Тарифы на электроэнергию нас выше, чем в США (http://www.rg.ru/2011/08/09/elektro.html).

Норма прибыли нефтяников превышает 100% при общемировой норме рентабельности на этом рынке 10-15% (http://www.lindex.lenin.ru/Lindex4/Text/8780.htm). Затраты на бензин для обычной российской семьи из 4-х человек достигают 10% её бюджета, что в 5-10 раз больше, чем в странах Запада. Его стоимость существенно выше, чем в других нефтедобывающих странах и США (http://drive02.ru/news/index.php?pageid=69&start=0).

На пути от производителя до потребителя, по данным экспертов ТПП РФ, паразитируют порой до 15 посредников, получающих прибыль 200-300% (http://www.yurhelp.ru/news/303.html), что свидетельствует о фактической неработоспособности федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Во всех развитых странах вопросы ценообразования не отдаются полностью на откуп рынку. В Швейцарии, например, до 50% цен контролируется государством. Немногим меньше в Германии. В США есть закон о базовых ценах и жёсткий контроль государства за его исполнением.

У нас же ценообразование либо пущено на самотек, либо выстроено, преимущественно, в угоду не производственному, а торгово-посредническому бизнесу. Органы власти как бы не замечают массовое ограбление потребителей и бедственное положение товаропроизводителей. Несмотря на то, что «установление правовых основ единого рынка» и «основы ценовой политики» — это предмет ведения именно государства, установленный статьёй 71 Конституции РФ.

Из теории рыночного равновесия известно, что главным условием, без которого невозможно снижение цен и нормы прибыли, является свободная конкуренция. У нас же, в условиях её отсутствия, снижения цен не наблюдается уже 15 лет.

Регулированием рынка у нас фактически занимается организованная преступность, прикрываемая коррумпированными госчиновниками и правоохранительными органами. Это хорошо известно сельхозпроизводителям, которых бандиты не пускают на рынок, и простым гражданам, вынужденным многократно переплачивать торговцам на рынках, синхронно повышающим цены. Знают и градоначальники — в городах, очищенных от организованной преступности на рынках, цены на продовольственные товары в 2-3 раза ниже, чем у соседей (например, в Ульяновске при губернаторе Юрии Горячеве, который не допускал контроля преступных группировок над городскими рынками) (www.lindex.lenin.ru/Lindex4/Text/8780.htm).

В сентябре 2011 года экспертами Всемирного экономического форума (WEF) был представлен очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности стран «The Global Competitiveness Report 2011-2012» (http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012). В нём Россия опустилась ещё на 3 строчки и заняла 66-е место. Ниже Вьетнама и Уругвая. Как указывают эксперты WEF, антимонопольная политика в России неэффективна.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) не только должным образом не исполняет роль регулятора рынка, но и нередко защищает монополистов, прикрывая действия коррумпированных госчиновников. Порой оправдывая своё бездействие несовершенством законодательства. Хотя, согласно Положению об антимонопольной службе, утвержденному Правительством РФ, именно ФАС России уполномочена принимать нормативные правовые актов и вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов по вопросам, относящимся к сфере ведения этой Службы.

Нежелание ФАС России действовать более эффективно подтвердил её руководитель Игорь Артемьев, указав в 2009 году в своём интервью, что «если сравнивать с мировыми системами, то мы, конечно, остаемся значительно слабее. Все мировые антимонопольные органы имеют право на оперативно розыскную деятельность, все они являются силовыми структурами. Мы единственные без таких прав. Но мы никогда себе не требовали и не потребуем» (http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_25901.html).

Проблемой для добросовестных товаропроизводителей и рядовых покупателей стало то, что создание ФАС России вывело вопросы контроля за завышением цен из под ведения других органов власти. Поэтому при бездействии ФАС России обращаться в другие органы власти бесполезно. По этой причине ФАС России фактически превратилась во врага № 1 для тех, кто вынужден терпеть ценовой беспредел.

У нас в стране как только люди попадают в беду, например из-за аварий электросетей или теплотрасс, терактов в метро или в аэропорту, то торговцы электрогенераторами, отопительными приборами, таксисты и другие «предприниматели» взвинчивают цены. Наживаются на людском горе, на чужих проблемах. Поскольку уверены, что ФАС России будет бездействовать и не привлечет их к ответственности по статье 10 Закона «О защите конкуренции» за злоупотребление доминирующим положением на рынке. Для сравнения: американцы после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года бесплатно развозили людей, спешащих на работу или домой.

Летом 2008 года Владимир Путин в связи с ростом цен на авиакеросин потребовал от ФАС России «проснуться и активно исполнять свои функции», пообещав в противном случае принять кадровые решения. Но за прошедшие годы цены на него только возросли.

Генеральная прокуратура РФ в июне 2007 года внесла руководству ФАС России представление с требованием привлечь виновных должностных лиц антимонопольной службы к ответственности за ненадлежащее исполнение их полномочий и за нарушения законодательства (http://www.genproc.gov.ru/news/news-64350). Но должных выводов руководство ФАС России не сделало: Генеральный прокурор Юрий Чайка 23 июня 2010 года направил Владимиру Путину письмо № I-ГП-74-2010, в котором указал что ФАС России наряду с Минэкономразвития «сводят на нет усилия, прилагаемые для реформирования системы госзакупок» (http://lenta.ru/news/2010/07/23/buys).

В росте цен, конечно, нельзя винить только ФАС России и нельзя говорить, что большая армия её госчиновников вообще ничего не делает. Есть множество публикаций в СМИ о делах, возбужденных ФАС России по фактам нарушения антимонопольного законодательства, есть отдельные положительные результаты её работы.

Но это односторонний взгляд. Для объективности нужно учитывать и множество других случаев, обычно не попадающих в СМИ. Когда ФАС России поступала наоборот — защищала монополистов, коррумпированных госчиновников и платных посредников между бизнесом и властью.

По нашему опыту, ФАС России чаще всего либо бездействует, либо подавляет конкуренцию. Выступает против интересов широкого круга потребителей и предпринимателей даже в тех случаях, когда другие государственные органы (Минприроды России, Ростехрегулирование, Рособрнадзор и др.) занимают иную позицию.

Предлагаем читателям посмотреть судебные акты между НПП «Резонанс» и ФАС России (http://kad.arbitr.ru), в том числе дела А40-43553/08 (http://vladkorovin.livejournal.com/3165.html), A40-51772/10, А40-37192/11, и самим сделать вывод, чьи интересы защищает ФАС России.

ФАС России признаёт законным наделение частных коммерческих организаций нормотворческими функциями (постановление Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, приказ МЧС России от 16.03.2007 № 140), существование особо приближенных к госорганам коммерческих «головных организаций», безосновательное назначение платных посредников между бизнесом и властью, принуждение потребителей пользоваться платными услугами (приобретать товары) только поименно названных предприятий, установление ограниченного перечня предприятий, действующих в каком-либо секторе рынка и т.д. ФАС России в судах доказывает законность тех действия госчиновников, которые имеют явные признаки коррупции и в развитых странах считаются грубейшими нарушениями антимонопольного законодательства.

По мнению Делового Еженедельника «Компания», ФАС России создавалась для защиты конкуренции. «Но ведомство превратилось в надзорную службу, действующую в интересах государственных компаний, госкорпораций и отдельных чиновников и не забывающую при этом себя» (http://ko.ru/articles/23099).

Например, в этом году ФАС России была упомянута телеканалом REN-TV в числе госзаказчиков самых дорогих автомобилей. С подачи Андрея Цыганова оформлен госзаказ на 7 млн.руб. на доработку стандарта системы качества в органах власти, хотя уже существует ГОСТ Р 52614.4-2007.

ФАС России проводит бесчисленные совещания, встречи, брифинги и конференции. В сентябре 2011 года, например, они продолжались почти неделю в Ростове-на-Дону с участием чиновников из всех 82-х территориальных органов ФАС России. А 11 октября для шести блоггеров в ФАС России было организовано чаепитие с «водкой на посошок» со статс-секретарём Андреем Цариковским (http://vladkorovin.livejournal.com/2052.html). Такие затраты рабочего времени руководителей ФАС России можно расценить как их нежелание делать всё возможное для исполнения своих обязанностей, для того, чтобы остановить ценовой беспредел.

Между тем мы продолжаем жить в условиях массовой нищеты населения и разрушения остатков научно-производственного потенциала страны, разорения предприятий, не обладающих монопольным положением на рынке.

Понятно, что переломить эти негативные тенденции невозможно без радикального изменения государственной политики, без изменения общего вектора движения страны — от её деградации к развитию. В этой связи в преддверии выборов не лишен смысла набирающий популярность лозунг «Голосуй за любую другую партию».

А в сложившейся ситуации всем нам нужно чаще обращаться в органы прокуратуры и Правительство РФ с жалобами на бездействие антимонопольных органов и на завышение цен. Иногда это помогает