Школы превращаются в «зону боевых действий»

Уровень насилия в школе повышается, но его жертвами становятся не только ученики: по данным одного социологического исследования, почти треть учителей дети били, толкали, кусали, щипали, или даже нападали на них с оружием или швырялись различными предметами.

Более половины учителей считает, что в их школе существует слишком либеральное отношение к плохому поведению учеников, а две трети — подумывают об уходе из профессии из-за оскорблений действием, словом, или угроз.

Данные опроса, опубликованные сегодня Ассоциацией учителей и преподавателей (Association of Teachers and Lecturers), позволяют предположить, что исключение самых буйных юнцов не решает проблему, поскольку они ведут себя точно так же и в новой школе.

Генеральный секретарь учительского профсоюза Мэри Бустед (Mary Bousted) утверждает, что ни один учитель не должен мириться с поведением учеников, характерным для сегодняшних школ. 'Плохое поведение не только приводит к тревожному росту числа уходящих из профессии учителей, но и вредит другим ученикам, поскольку приводит к срыву уроков', — отмечает она.

Выступая накануне ежегодной конференции профсоюза (она состоится сегодня в Торкуэе), г-жа Бустед сообщила, что 10% учителей получали физические травмы в классе. 12% опрошенных заявили, что в результате агрессивных действий учеников им приходилось обращаться к врачу, а 8% по той же причине увольнялись с работы.

3% учителей заявляли, что были вовлечены в инциденты с использованием ножей, две трети получали от учеников удары, почти половина — толчки, а около трети — угрозы в свой адрес.

В прошлом месяце — еще до публикации данных исследования — стало известно о том, что в дверях сотен школ будут установлены металлодетекторы наподобие тех, что используются в аэропортах.

Официальные данные указывают на то, что исключить хулиганов из школы становится труднее, поскольку попечительские и апелляционные советы все чаще отменяют соответствующие решения директоров. С 1997 по 2007 г. общее количество учеников, исключенных из школы без права восстановления по всей стране, уменьшилось на 25% — до 9170. За тот же период количество случаев, когда решения об исключении отменялись советами, возросло с 20 до 24%.

Джин Робертс (Jean Roberts) пришлось досрочно подать в отставку с поста завуча начальной школы в западной части Лондона, поскольку она не могла больше выносить необходимость физически пресекать буйство учеников. 'С годами мы все чаще сталкиваемся с детьми, чья психика искажена, для которых чуть ли не единственный способ общения — это кусаться или дергать других за волосы. Некоторые, попадая в школу, практически не умеют вести себя в коллективе, — рассказывает она. — В состоянии крайнего раздражения они начинают брыкаться и швыряться разными предметами'.

Большинство учителей считает, что за последние два года поведение детей ухудшилось, а многие утверждают, что 'небольшие' помехи учебному процессу — когда ученики разговаривают на уроке, не слушают преподавателя или отказываются выключить мобильные телефоны — сегодня стали нормой.

Эти данные совпадают с мнением Джима Роуза (Jim Rose), консультанта правительства по программе обучения в начальных школах, считающего, что одна из задач начальной школы состоит в том, чтобы привить детям навыки жизни в обществе и научить их правильно себя вести. 'Где еще их этому научат, раз уж не научили дома?' — отмечает он.

Школа, или бойцовский клуб?

— В 2005-2006 учебном году 221 учитель получил травмы в результате нападений учеников; это на 21% превышает соответствующий показатель для предыдущего года

— За 2000-2006 гг. жертвами физической агрессии стали 1128 учителей

— По данным одного социологического исследования, нападениям чаще всего подвергаются воспитатели дошкольных учреждений, учителя специальных школ и ассистенты преподавателей

— Результаты другого исследования позволяют предположить, что британские школьницы по склонности к насилию занимают одно из первых мест в мире: в Англии и Шотландии до 29% девочек в возрасте 11-15 лет за прошедший год как минимум один раз участвовали в драке.