США берут курс на союз с исламскими радикалами

Они использовали их против СССР, сейчас же натравливают на Китай.

Чего стоит Нобелевская премия мира – Обама продемонстрировал уже в Ливии. Теперь лауреат решил добавить к проблемам мира если не еще одну точку напряженности, то потенциальное и предельное обострение ситуации одной из самых старых.

Призыв к возвращению Израиля к границам 1967 года был бы прекрасен — прозвучи он от имени США лет тридцать сорок назад. Или в качестве абстрактного пожелания. Или если бы существовала минимальная возможность, что он с одной стороны, будет мирно исполнен, с другой – что решит проблему. Границы 1967 года для Израиля – это действительно близко тому, что было определено для него при его создании по решению ООН.

Только проблемы арабо-израильских отношений начались не в 1967 году. Они начались именно тогда, во второй половине 40-х.

Собственно, само создание Израиля стало возможным благодаря тому, что оно активно поддерживалось и во многом инициировалось Советским Союзом. Это тогда было именно советским проектом – и одним из основных советских требований в послевоенный период – до этого вся территория Палестины находилась в подмандатном управлении Великобританией. И многие десятилетия спустя в израильских кибуцах на стенах домов висели портреты Сталина, которого этот народ считал воссоздателем своей государственности.

Но Советский Союз, исходя из своих изначально равноправно-интернациональных подходов, видел будущий Израиль как одно демократическое арабо-израильское государство. Будь реализован именно этот план – многих проблем Ближнего Востока могло бы не существовать.

Западные страны, не сумев противостоять самой идее создания Израиля, настояли на образовании двух государств: арабского и израильского, что, по мнению СССР, вело к разделению народов и возникновению долговременного очага конфликтности. Как на само деле и получилось. Как только на основании Резолюции ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 г. Израиль в мае 1948 г. провозгласил свое образование, против него была развернута и террористическая война арабских экстремистов, и внешняя агрессия соседних арабских государств, в принципе не принимавших его создания и существования. Благодаря поддержке СССР и его союзников, массовым поставкам вооружения из СССР Израиль вышел из войны победителем.

Но уже позже произошла переориентация его руководителей с Советского Союза на США. Конфликт стал элементом глобального противостояния и привел к войне 1967 года, которая имеет свою предысторию, и установлению Израилем своего контроля над рядом территорий, на которых по идее должно было быть основано самостоятельное палестинское арабское государство.

Строго говоря, именно с этого момента Израиль превратился из жертвы агрессии в агрессора.

Однако нужно признать, что неисполнение резолюции ООН в части создания арабского палестинского государства было изначально не продуктом действий Израиля, а результатом политики соседних арабских стран. Территория, предназначенная для арабской Палестины оказалась именно под их контролем – и именно они в течении двух десятилетий препятствовали созданию на ней палестинского государства – а также устраивали погромы в лагерях палестинцев. Это и было одним из аргументов Израиля при аннексии этих территорий.

Но если с1967 года Израиль действительно поводил политику, которую можно расценить, как агрессию и оккупацию, но к середине 1990-х гг. он ее в принципе изменил. Было заключено соглашение с ООП, по которому создавалась Палестинская автономия в составе Израиля. И как сам Израиль обрел свою выстраданную государственность благодаря СССР, так и палестинцы обрели свою благодаря Израилю. Да, это была автономия, а не отдельное государство. Но когда эта территория контролировалась арабскими соседями – не было ни ее, ни какой либо иной формы государственности палестинцев.

По сути, в 1995 году Израиль отказался от провоцировавшего конфликт западного плана двух государств и встал на путь близкий советскому плану общего арабо-израильского государства. Террористическая война против него все равно возобновилась – и не столько с требованием полной независимости Палестины – сколько с требованием уничтожения Израиля как такового. Хотя нужно отметить, что еще в Декларации о своей независимости он призвал к равноправному арабо-израильскому сотрудничеству: «Призываем сынов арабского народа, живущих в Государстве Израиль, — даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев тому назад, — блюсти мир и участвовать в строительстве государства на основе полного гражданского равноправия и соответствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных».

В этом отношении, сегодня, формально соответствуя резолюции ООН, идея Обамы означает с одной стороны, возврат к ситуации не столько 1967 года, сколько к ситуации конца 40-х, когда именно политика западных стран его и породила. С другой – понятно, что по совокупности множества причин Израиль с этим не согласится. Зато все его противники будут простимулированы к усилению войны с ним – и получат моральную поддержку США, ведя войну с требованием его уничтожения. Что будет означать лишь углубление и эскалацию конфликта – и его пролонгирование до бесконечности.

Более того. Даже если бы Израиль и вернулся к границам 1967 года, он просто вернулся бы к изначальной точке конфликта, который и породил тогдашнюю войну. Потому что требование тех, кто борется сегодня против него — это не его те или иные уступки, а именно что его уничтожение. Пример того, как Нобелевские лауреаты Премии Мира разжигают новое военное противостояние, прикрываясь словами о мире.

Однако есть и еще одна сторона вопроса. Особо важная для России. Призыв Обамы по сути означает переход к новому формату мировой политики США, новому определению их мировых союзников и противников. Ранее, начиная с 50-х гг. США всегда поддерживали Израиль в его конфликтах с арабским миром. И одновременно играли на противоречиях в последнем, поддерживая его наиболее радикальные, реакционные и экстремистские составные, используя часть этого мира против СССР.

В двухтысячные годы США сами получили удары от этих же группировок и провозгласили борьбу против них – борьбу, в которой они, Россия и Израиль оказывались по одну сторону.

Призыв вернуться к границам 1967 года, при всей его формальной справедливости – есть определенный отказ от поддержки Израиля и переориентацию на соглашение с исламским фундаментализмом, заключение стратегического союза с исламизмом, как политическим течением. Во время переворотов в странах Северной Африки в начале этого года США уже выступили в союзе с исламскими радикальными группировками и принесли в жертву им своих старых союзников в регионе. В агрессии против Ливии США прямо своим военным вмешательством поддерживают силы, включающие в качестве составного компонента структуры Аль-Каиды.

Собственно, Восточная Ливия с центром в Бенгази уже доброе десятилетие, если не больше, является одним из основных поставщиков боевого контингента в районы, где Аль-Каида и другие экстремистские исламские группы ведут боевые действия.

Одной рукой уничтожив вышедшего из под контроля Бен Ладена, другой США сдают фундаменталистам своих союзников. Потому что исламский радикальный фундаментализм сам мыслится ими как новый стратегический союзник. Они сами создавали его в борьбе против СССР. И сегодня вновь хотят использовать – в борьбе против растущего Китая. У исламизма есть с ним свои счеты – и свои к нему претензии. И чтобы столкнуть эти две глобальные силы между собой – США готовы и будут жертвовать в пользу исламизма и старыми друзьями, и старыми союзниками. Первыми они отдали мягких авторитарных правителей Северной Африки. Сегодня – начинают отдавать Израиль.

Основной же оплатой, которую СЩА намерены заплатить исламизму за союз в борьбе против Китая намечена быть Россия.

И именно этой точки зрения она сегодня должна смотреть на колебании и изменения форматов внешней политики США.