У россиян украли всю музыку?

Примерно 90% российской музыки, включая русскую народную, принадлежит западным корпорациям. И скоро за эту музыку придется платить.

На прошлой неделе президент В. Путин подписал закон, направленный против любителей скачивать фильмы из интернета. Законодатели признаются, что не замедлят разработать меры и против тех, кто незаконно пользуется всем остальным неправомерно размещенным в интернете контентом — музыкой, книгами и так далее.

Пиратство существует в России не первое десятилетие, и раньше оно мало кого волновало. Так почему же о нем вспомнили именно сейчас?

А дело в том, что Англия и США, по мнению российских экспертов, давят на российское руководство и требуют скорейшего принятия законов о защите интеллектуальной собственности.

По словам ведущего аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций России Карена Казарьяна, запретить свободное скачивание из интернета Владимир Путин обещал Бараку Обаме еще в декабре прошлого года.

А Барак Обама, в свою очередь, заботится конечно же не о бедных российских писателях, а об интересах западных корпораций, которые каким-то странным неведомым образом оказались на данный момент правообладателями почти всего музыкального контента российского происхождения.

Об этом заявил не так давно и российский продюсер Бари Алибасов. Вот уж кому, казалось бы, двумя руками голосовать за антипиратские законы о защите авторских прав.

Однако Бари Алибасов по отношению к новым законам оказался настроен весьма отрицательно. По его словам, подобные законопроекты защищают права крупных корпораций, владельцев интеллектуальной собственности, но отнюдь не защищают права самих авторов и исполнителей, которые эту собственность создавали и которые становятся жертвами этих корпораций.

В качестве иллюстрации беспредела Бари Алибасов привел совсем уж жуткий пример: «В свое время мы пробивались с группой «На-На» на французский рынок, записали альбом «Дорогой длинною». И вдруг нам пришло письмо-предупреждение от сэра Пола Маккартни, что мы не имеем права продавать свой альбом на территории Европы, так как права на песню «Дорогой длинною» принадлежат Полу Маккартни. Каким образом права на советскую песню, написанную в 20-е годы и которая считается народной, попали к Полу Маккартни?»

Пришлось «на-найцам» возвращаться в Россию «не солоно хлебавши, потратив два года на раскрутку».

По словам управляющего партнера «Тулубьева, Осипов & партнеры» Виктора Осипова, даже с русскими народными песнями на Западе надо быть сегодня осторожнее — это россияне думают, что песни народные, а на Западе почти все русские народные песни уже чьи-то — распроданы и перепроданы. И теперь русские народные песни, с точки зрения мирового законодательства, не бесхозные, а чья-то интеллектуальная собственность. Которую — не тронь. Или плати большие деньги.

Однако само мировое сообщество утверждает, что заботится все-таки о российских творческих работниках, а не об интересах мировой шоу-индустрии. Так, английский продюсер, консультант по развитию киноиндустрии Элби Джеймс жалеет российских кинематографистов — по его словам, создатели кинолент, победивших на «Кинотавре», звонят английским продюсерам и жалуются, что не могут за счет российского проката вернуть вложенные инвестиции. «Получили лучшие награды и боятся, что не смогут заработать денег! Обратились к нам, чтобы мы организовали им прокат». И все из-за пресловутого российского пиратства. Не так-то просто разобраться с интернетом, «создать некий платный шлюз» и изменить менталитет россиян.

Да и при зарплате 25 тыс. руб. сложно заплатить пять фунтов за скачивание фильма.

Согласно статистике, Россия по количеству интернет-пользователей — на пятом месте в мире, а по рынку фонограмм — на 23-м. Значит, наши граждане только и делают, что воруют в интернете чужую собственность.

Однако ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций России Карен Казарьян напоминает, что в 2008 — 2009 гг. в России уже пытались принять подобный закон, однако тот предыдущий закон был намного более лоялен: он, например, разрешал любое свободное некоммерческое копирование и использование материалов из интернета. Это, по мнению Карена Казарьяна, для экономики государства не менее важно, чем защита авторских прав.

По его словам, нелепо сравнивать российские реалии с Европой, особенно с той же Швецией, которая на первом месте в мире по количеству музыки в интернете, предлагаемой пользователям для скачивания легально и бесплатно.

У нас же в России ничего бесплатного уже скоро не останется.