Война поста с карнавалом

Какой праздник отмечают в России с самым большим размахом? Что за вопрос! Конечно же, Новый год. Это вечер богато накрытых столов, почетное место на которых занимают котлеты, обильно залитый майонезом салат Оливье (аналог польского картофельного салата с колбасной добавкой) и винегрет из свеклы, картошки и соленых огурцов. Все пьют и веселятся. В Москве основное веселье разворачивается на Красной площади — прямо под дверями Мавзолея. У склепа, в котором уже почти 90 лет покоится мастерски забальзамированный труп Владимира Ленина, пляшет под оглушительную музыку, бросает бутылки и запускает в небо фейерверки пьяная толпа.

Православная церковь, считающаяся духовным лидером нации, выступает против танцев на кладбище — между Красной площадью и кремлевской стеной лежит не только большевистский вождь, но и сотни других знаменитых в СССР коммунистов.

Иерархов тревожат не только «танцы на костях», их терзает то, что народ, который они хотели бы видеть православным, устраивает «шумные гульбища» во время строгого рождественского поста, а в это время пастве запрещены не только пляски, но мясо, алкоголь и даже рыба и молочные продукты. Сочельник, то есть канун Рождества, наступает по православному календарю после шумного Нового года — шестого января. Пост же заканчивается днем позже, и только тогда можно начинать веселье.

Аналогичная ситуация с не менее любимым в России праздником — Международным женским днем. Восьмое марта — это вновь встречи у семейного стола за салатом Оливье и котлетами. Водки как раз пьется меньше, потому что в соответствии с давней традицией алкоголь течет рекой накануне, как говорилось в СССР — «в коллективах», то есть на рабочих местах, где столы уже с раннего утра гнутся от бутылок и закуски.

Однако и этот праздник вызывает у церковных иерархов беспокойство. Ведь восьмое марта, сопровождающееся традиционным питьем до потери сознания, чаще всего приходится на середину особенно строгого великого поста перед Пасхой. В этом году все вышло удачно: специалисты по церковному календарю назначили Пасху на необычно позднюю дату — на пятое мая, таким образом Женский день не пришелся на пост. В 2014 году все будет по-другому: народ устроит себе карнавал в то время, когда Церковь предписывает смирять плоть и не позволяет есть даже творог.

Многим россиянам начинает мешать это расхождение между двумя традициями (и двумя календарями: официальным григорианским и отстающим от него на 13 дней церковным). Многие считают, что приличному человеку нужно быть православным или по крайней мере заявлять о своей принадлежности к православию. В моду начали входить посты. Перед Новым годом и Пасхой в столовых Думы, здания правительства и Кремля появляется постное меню, а мои знакомые начинают обмениваться рецептами разрешенных церковью блюд.

Однако труд коммунистов, которые в течение долгих десятилетий навязывали народу собственные устои, не совсем пропал. Их вождь, квартирующий сейчас в Мавзолее на Красной площади, тоже приложил к этому свою тяжелую руку. Когда в 1918 году петроградские рабочие устроили себе, как это бывало при царе, выходной на день Святителя Николая, он отдал приказ их расстрелять. Святого заменил народу Дед Мороз: именно он (только уже не на Рождество, а, конечно, на Новый год) начал приносить подарки. Когда в 1937 году Сталин разрешил вернуть детям елку (разумеется, новогоднюю), главным ее украшением стала пятиконечная красная звезда.

Никита Хрущев обещал миру показать «последнего живого попа», а о его преемники, Леониде Брежневе, народ рассказывал следующий анекдот. Гуляет Брежнев пасхальным утром и встречает Андропова. «Христос воскрес!» — встречает его традиционным приветствием глава КГБ. «Ага, спасибо», — буркает в ответ Брежнев (вместо того, чтобы, согласно традиции, ответить «Воистину воскрес»). Брежнев идет дальше и встречает Андрея Громыко. «Христос воскрес!» — восклицает тот. «Знаю, мне уже доложили», — отвечает Брежнев.

Сегодня важные фигуры федерального, регионального или локального уровня стараются быть демонстративно православными. Они выстаивают со свечами в руках целое рождественское ночное богослужение или пасхальную заутреню, которая начинается в полночь и продолжается до утра. Россияне называют таких чиновников подсвечниками. Один Владимир Путин даже по таким случаям неспособен перебороть свою хроническую непунктуальность и, как иронизируют его соотечественники, опоздал даже на воскресение Христа.

А сами россияне (уже не напоказ) пытаются добраться до своих православных корней. Накануне Пасхи в храмы стекаются толпы, чтобы освятить куличи и крашеные яйца, а люди выискивают рецепты 48 блюд, которые полагается поставить на праздничный православный стол после 48-дневного Великого поста. Россияне делают это не из-за того, что стали глубоко религиозными. Многие, особенно молодежь, приходят святить яйца потому, что «русские делали это испокон веков».

Своеобразным допингом служит также присутствие ислама. В крупные мусульманские праздники Москва больше напоминает Стамбул (по разным данным, в 15-миллионном городе живет около двух миллионов последователей ислама), чем столицу православной империи. Десятки тысяч молодых мужчин блокируют в такие дни движение в центре города, раскладывая молитвенные коврики на тротуарах и проезжей части вокруг заново отстраиваемой Соборной мечети.

Им не приходится, как русским ровесникам, копаться в интернете, чтобы познакомиться с традициями и принципами своей религии: они вынесли свои знания из отчего дома. В регионах, где ислам является преобладающей религией, они хотят введения третьего календаря, по которому государственными выходными стали бы, например, Курбан-байрам и Ураза-байрам (день завершения рамадана). В Татарстане или на Северном Кавказе это уже стало реальным фактом, потому что в мусульманские праздники на работу все равно никто не выходит.

Гражданам Российской Федерации, судя по всему, придется и дальше жить по двойному, тройному или даже более сложному календарю, потому что в их стране есть еще такие регионы, как Тува или Калмыкия, где самые важные праздники — это буддийские Весак и Лаба.

Войну же православных постов с большевистскими карнавалами в ближайшее время завершить не удастся. Консервативные лидеры церкви не хотят слышать о переходе на григорианский календарь. Некоторые из них, а также «патриотическая» группа думских депутатов предлагают всей России вернуться в своей светской жизни к «старому» церковному календарю. Но это отрезало бы страну от всего остального мира: приезжая в Москву нам пришлось бы не только переводить стрелки на два часа вперед, но и пролистать календарь на 13 дней назад.