Закон об оккупационных территориях и права граждан

Верховной Радой Украины 15 марта 2014 года принят Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Принятый закон отличается от проекта, который ранее публиковался на нашем сайте. Наиболее интересными, на наш взгляд являются положения статьи 8 Закона о защите избирательных прав граждан Украины на временно оккупированной территории.

Так, часть 1 указанной статьи предусмотрено, что во время проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума, голосование граждан Украины на временно оккупированной территории не организовывается и не проводится. При этом в других частях статьи указано, что граждане могут изменить место голосования на другой территории Украины и воспользоваться своим правом избирать. Также очень интересным представляется часть 4 статьи 8 Закона, которая предусматривает, что в случае досрочного прекращения полномочий народного депутата Украины, избранного в одномандатном избирательном округе, созданном в пределах Автономной Республики Крым или города Севастополя, промежуточные выборы народного депутата Украины в этом округе не проводятся.

В этой связи хотелось бы напомнить, что согласно Конституции Украины численность народных депутатов должна составлять 450 человек. А если мы законом устанавливаем отсутствие необходимости избирать народного депутата на вакантное место, то автоматически мы признаем, что депутатов может быть и не 450. Отсюда и следующий вопрос о том, а от какого же количества народных депутатов будет считаться конституционное большинство и кворум? В общем, тут есть вопросы и с конституционностью тоже. Понятно, что что-то делать надо, но такие положения явно не уровень простого закона – необходимо вносить изменения в Конституцию Украины. Положениями части 6 статьи 8 Закона предусматривается, что органы ведения Государственного реестра избирателей, созданные на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, не осуществляют ведение реестра избирателей.

Тут тоже есть вопросы. Реестр избирателей позволяет определять общее количество граждан, которые имеют право голосовать и, соответственно процентное отношение к ним граждан, которые проголосовали. Отсутствие реестра избирателей на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя приводит к ситуации, когда государственные органы Украины просто не знают, сколько избирателей существует. Это означает, что, в случае необходимости, кандидат в Президенты Украины, партия на парламентских выборах, могут организовать доставку с территории Автономной Республики Крым и города Севастополя лояльных себе избирателей в необходимом количестве, которое государственные органы Украины не смогут сопоставить с реальным количеством избирателей. То есть, весь смысл наличия реестров избирателей теряется – теперь опять может проголосовать 110 процентов избирателей. Безусловно, важными являются и положения статьи 10 Закона об особенностях въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее. Так, Кабинет Министров Украины должен будет установить порядок въезда – выезда на территорию или из оккупированной территории через контрольные пункты. Установлено, что граждане Украины, которые постоянно проживают в Крыму и Севастополе или проживали по состоянию на 01 марта 2014 года въезд и выезд осуществляют при наличии паспорта гражданина Украины без специального разрешения. В отличие от них граждане Украины, которые не проживают постоянно в Крыму и Севастополе, иностранцы и лица без гражданства осуществляют въезд и выезд при наличии паспортного документа и специального разрешения.

Также все, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства во время выезда и въезда проходят приграничный, таможенный и другие виды контроля по законодательству Украины. Напомним, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Конституции Украины не может быть привилегий или ограничений по признакам, в том числе места проживания гражданина. Таким образом, принятый парламентом Закон грубейшим образом нарушает Конституцию Украины в отношении прав граждан Украины. Им устанавливаются дискриминационные нормы по отношению к гражданам страны, которые не проживали постоянно в Крыму и Севастополе по состоянию на 01 марта 2014 года. То есть, законом граждане Украины делятся на две категории. Одна – те, кто жил или живет в Крыму, могут свободно передвигаться по всей территории страны, а другая, те, кто не имели и не имеют крымскую прописку, по территории части страны могут передвигаться только при наличии специального разрешения. Интересно мнение международного сообщества по вопросу таких дискриминационных положений, а также позиция Конституционного суда Украины. Необходимо обратить внимание и на статью 12 Закона, предусматривающего меры по правовому регулированию на временно оккупированной территории. Положениями этой статьи меняется территориальная подсудность судебных дел, ранее подсудных судам на территории АР Крым и города Севастополя. В целом подсудность с Крыма перенесена на территорию города Киева.

Таким образом, для споров на оккупированных территориях установлена двойная подсудность. Стороны спора могут его разрешить в судах под российской юрисдикцией, а могут и под украинской, российские суды ведь признают решения украинских судов. И вполне возможны ситуации, когда этим будут злоупотреблять, так сказать, творчески подходить к процессу. Установлено также, что подследственность уголовных правонарушений, совершенных на временно оккупированной территории Украины определяется Генеральной прокуратурой Украины. Необходимо обратить внимание на изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Так, КоАП дополнен статьей 204-2, которая предусматривает за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее наказание в виде штрафа от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Нужно отметить, что если резидент Украины въехал или выехал из территории Крыма не через контрольные пункты, и без специального разрешения, то он и будет подлежать такой ответственности. То есть, гражданин Украины, который выехал в Россию через пункт пропуска, например в Гоптовке, и въехал не территорию Крыма через Краснодарский край и Керчь – будет подлежать административной ответственности. В целом принятый закон был необходим и должен был определить порядок существования оккупированных территорий правовой статус их субъектов, однако установленные в итоге законодательной работы правила не выдерживают критики, в первую очередь за свой явный дискриминационный характер.