Алжир возвращает России поставленные в 2006-2007 годах «МиГи»

Впервые в истории военного сотрудничества России иностранный заказчик возвращает закупленную технику: на прошлой неделе подписано соглашение о возврате 15 «МиГов», переданных Алжиру в 2006-2007 годах. Сегодня начинается визит в Россию президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, во время которого российско-алжирское ВТС будет одной из главных тем. Эксперты связывают алжирские претензии не с качеством российских самолетов, а с внутриполитической обстановкой в Алжире и другими проблемами в отношениях двух стран.

Накануне визита Абдельазиза Бутефлики 6 февраля с начальником генштаба Алжира Салахом Ахмедом Гаидом провел переговоры глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Дмитриев. По данным «Ъ», Салах Гаид предлагал срочно вернуть самолеты «на основе устных договоренностей», причем обязательно до визита в Москву президента Бутефлики, а документальное оформление возврата произвести позднее. Но, как рассказал «Ъ» источник в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), на прошлой неделе ФСВТС, «Рособоронэкспорт», корпорация МиГ и ВВС Алжира подписали официальное соглашение о возврате в Россию «МиГов», поставленных в 2006-2007 годах. В Минпромэнерго в пятницу «Ъ» подтвердили, что знают «о достигнутом с Алжиром соглашении по «МиГам»».

Самолеты будут возвращены в течение ближайших месяцев. Правда, как утверждает источник «Ъ» в ОАК, пока речь не идет о полном расторжении контракта. По его словам, Алжиру взамен предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника. Правда, стоимость одного МиГ-29М2 или МиГ-35 соответственно на $5-10 млн выше, чем МиГ-29СМТ. Источник «Ъ» в авиационной промышленности добавляет, что может быть увеличена партия самолетов Су-30МКИ(А), поставляемая Алжиру,- в марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 истребителей Су-30МКИ(А), в 2007 году были переданы первые три машины. Возвращенные же Алжиром «МиГи» могут быть проданы Минобороны РФ или третьей стране. Хотя, по словам источника «Ъ» в ФСВТС, не исключено, что после «доработки» Алжир все-таки примет забракованные 15 «МиГов». «Пока не определено, каким образом Алжир компенсирует авансы и неустойку по контракту, тем более что в контракте учитывалось и погашение внешнего долга Алжира»,- говорит он.

Контракт стоимостью $1,286 млрд на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести двухместных истребителей МиГ-29УБ «Рособоронэкспорт» подписал в марте 2006 года, во время визита в Алжир президента Владимира Путина. Этот контракт был заключен в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству с Алжиром на общую сумму около $8 млрд. По мере выполнения этого портфеля заказов Россия обязалась списать внешний долг Алжира бывшему СССР (около $4,7 млрд). Впервые в практике корпорации МиГ поставка проходила по схеме trade-in: предполагалось, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29СМТ/УБ старые машины этой марки (36 единиц), закупленные Алжиром в 1990-х годах в Белоруссии и на Украине, поступят в распоряжение корпорации МиГ, пишет «Коммерсантъ».