Будет ли услышана ингушская молодежь?

Или ее независимость — преграда для диалога?

Первый независимый Съезд молодежи республики Ингушетия прошел 31 мая сего года в городе Назрань. И с самого начала вызвал резкое негативное отношение к себе местных властей.

Такая реакция была вызвана не только присутствием большого числа тех, кого принято считать местной оппозицией из числа общественного объединения «Мехк-кхел», а также дистанцирующихся от власти членов правозащитной организации «Машр», но и постановкой вопроса о формировании в молодежной среде политического радикализма (подчеркну — не религиозного, а именно политического).

Организатором мероприятия выступил координационный совет молодежных организаций Ингушетии, «не привязанный», что называется, к республиканскому комитету по делам молодежи или иному государственному ведомству и возглавляемый председателем оргкомитета по проведению Съезда Багаутдином Хаутиевым.

Утвержденная повестка заседания состояла всего из двух основных вопросов:

1. Профилактика наркомании, табакокурения и употребления спиртосодержащих напитков, профилактика экстремизма в молодежной среде;

2. Участие молодежи в общественно-политической жизни республики Ингушетия.

По словам Багаутдина Хаутиева, участники Съезда отметили серьезную необходимость борьбы с распространением и употреблением спиртосодержащих напитков, наркотических средств. Необходимость вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь республики через пропаганду активной гражданской позиции, участия в выборах органов представительной власти как на региональном, так и на местном уровне.

Недоверие

В данном случае показательным является то, что недоверие молодежи власти, острее всего воспринимаемое через проведение, мягко говоря, «неоднозначных» избирательных кампаний, создает в молодежной среде устойчивое неприятие существующих органов власти, выраженное формированием радикальных настроений.

Часто в разговорах можно отметить отсутствие стремления парней и девушек к учебе и какой-либо иной общественной деятельности, мотивированное тем, что дорога к успеху открыта только для избранных приближенных к власти людей, и не стоит даже пытаться играть по заведомо проигрышным правилам.

К примеру, при объявлении вакансий на замещение государственных должностей, никто в кадровых службах не скрывает формальности этой процедуры, так как такие конкурсы всегда объявляются под конкретных людей.

Все остальные претенденты выполняют лишь роль участников спектакля, в котором победитель известен заранее. Как альтернативу радикалы предлагают конкретную протестную модель поведения, основанную на авторитетной для них идеологии.

Неприятная тенденция

Любопытная ситуация складывается и вокруг роста в республике числа потребляющих алкогольную и табачную продукцию, а также наркотики, причем значительное число такой группы риска составляют школьники. Если раньше члены незаконных вооруженных формирований вели беспощадную войну против таких торговых точек, то теперь получается, что победа над радикализмом приводит нас к сползанию общества в пучину пьянства, разврата и наркомании.

Ведь, ведя борьбу с бандподпольем, получается, государственные органы не могут ничего противопоставить данным негативным явлениям. Чтобы не терять поддержку населения, республиканская власть должна учитывать этот немаловажный фактор, серьезно влияющий на настроения в нашей по большей части мусульманской республике, где алкоголь и наркотики воспринимаются как вызов местным традициям и обычаям.

«Мечта Жириновского»

Похожим образом формируется отношение ингушского общества к запрету на умыкание невест. Эту порочную практику удалось полностью прекратить, но, к сожалению, не был предложен иной путь решения свадебных издержек для основной, небогатой части населения.

В этом смысле похищение девушек можно сравнить с носовым кровотечением, которое, будучи непроизвольным, позволяет сбить внутреннее давление организма, избавляя его от возможного инфаркта или инсульта. Понятно, что если оставить все как есть, такие кровотечения станут со временем серьезной проблемой для здоровья, как это получилось с практикой женитьбы через воровство невест.

Причиной умыкания в основной массе случаев как раз и стояла возможность избежания неподъемных финансовых расходов, связанных с большим числом принятых среди ингушей свадебных процедур и обрядов, выливающихся семьям брачующихся в серьезные суммы, которые далеки от возможностей основной массы населения республики с низким уровнем жизни.

Вот и получается, что мы своими руками помогаем Владимиру Жириновскому решать нашу демографическую проблему резким сокращением числа регистрируемых браков. И это за прошедшие после введения запрета на умыкание девушек полгода становится с каждым днем источником роста социального напряжения, на что в ходе Съезда указали его участники.

В итоге

Таким образом, можно резюмировать, что молодежные организации Ингушетии обращаются к республиканским властям уйти от практики показных мероприятий и в своей работе опираться на самые широкие слои молодых людей, готовых на сегодняшний день к конструктивному диалогу и выработке совместных действий по оздоровлению общества.

В качестве заключения хочу привести обращение участников Съезда к молодым жителям республики:

«Мы обращаемся ко всей молодежи Республики Ингушетия с призывом обогащать себя передовыми знаниями и идеями, беречь духовные смыслы своей традиционной культуры и веры, приобщаться к ценностям ингушской культуры, преодолевать невежество, экстремизм, наркоманию и распущенность в своей среде».

В завершении участники Съезда приняли следующую Резолюцию:

1. Предложить Народному Собранию (Парламенту) Республики Ингушетия принять республиканский закон о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории республики Ингушетия в соответствии с ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;

2. Предложить Правительству Республики Ингушетия создать государственное, (либо негосударственное, но с поддержкой государства) учреждение по духовно-нравственному воспитанию молодежи, с сетью культурно-просветительских центров для молодежи. Указанное учреждение наряду с главной задачей по идеологической работе в области противодействия идеям религиозного радикализма, путем создания соответствующих интернет-портала и печатных изданий, проведения конференций и организации лекций богословов и других мероприятий, должно поспособствовать вовлечению молодежи в созидательный процесс, создать для них условия для удовлетворения духовных, культурных и иных потребностей;

3. Предложить Главе республики Ингушетия и высшему представительному органу власти республики (Парламенту) внести изменения, поправки или дополнения в законы республики Ингушетия о выборах депутатов Народного Собрания и местных органов власти, поправки о предоставлении квот или пропорциональном присутствии молодежи в законодательных представительских органах власти;

4. Разработать механизмы и методические рекомендации по созданию в муниципальных образованиях и городских округах многофункциональных молодежных центров, деятельность которых будет направлена на комплексную работу с молодежью. Создать сеть многофункциональных молодежных центров на региональном и муниципальном уровнях;

5. Координационному Совету молодежных организаций республики Ингушетия принять обращение к Президенту РФ В.В. Путину, заключающееся в том, что в условиях отсутствия чрезвычайного положения в регионе, решить вопрос ликвидации так называемого «Черменского блокпоста», расположенного на федеральной трассе «Кавказ» у административной границы Ингушетии и Северной Осетии;

6. Обратиться к Избирательной комиссии республики Ингушетия и представительным органам местного самоуправления с просьбой рассмотреть вопрос о включении в состав участковых избирательных комиссий представителей молодежных общественных объединений;

7. Рекомендовать органам государственной власти республики Ингушетия, органам местного самоуправления организовать на системной основе стажировки для молодых специалистов с целью получения ими практических навыков и опыта управленческой деятельности;

8. Рекомендовать ГТРК «Ингушетия», ГНТРК «Ингушетия» и радио «Ангушт» организовать на постоянной основе «круглые столы» по обсуждению проблем распространения экстремизма в среде молодежи, профилактики наркомании, табакокурения и употребления спиртосодержащих напитков, а также широко освещать мероприятия и работу общественных организаций в этом направлении;

9. Координационному Совету молодежных организаций республики Ингушетия создать Молодежный политический клуб как площадку для политических дискуссий молодежи, обсуждения и выработки инициатив по повышению общественно-политической грамотности и активности молодежи;

10. Призвать молодежные общественные организации республики активизировать работу по реализации социально-значимых проектов в области противодействия религиозному радикализму в среде молодежи, профилактики наркомании, табакокурения и употребления спиртосодержащих напитков, в том числе и посредством участия в конкурсах по предоставлению грантов, проводимых как на региональном, так и на федеральном уровне;

11. Координационному совету молодежных организаций республики Ингушетия создать молодежный антинаркотический отряд, который будет оказывать помощь сотрудникам ФСКН республики Ингушетия по выявлению точек и лиц, торгующих и употребляющих наркотические и психотропные вещества;

12. Предложить Правительству республики Ингушетия возобновить республиканскую целевую программу «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда республики Ингушетия на 2015 год»;

13. Предложить Главе республики Ингушетия обсудить вопрос, связанный с внесением башенно-замковых комплексов горной Ингушетии в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО;

14. Предложить Комитету по делам молодежи республики Ингушетия ежеквартально публиковать на официальном сайте Комитета по делам молодежи отчет о работе и расходовании бюджетных средств;

15. Предложить Правительству республики Ингушетия разработать и утвердить Республиканскую программу поддержки талантливой молодежи;

16. Предложить Духовному управлению мусульман организовать научную конференцию по вопросам религии, богословия и выработать общую концепцию духовного просвещения жителей республики, исповедующих Ислам. На данной научной конференции должны принять участие уважаемые богословы каждой из общин, которые в процессе дискуссий и опираясь на основы религии Ислам, пришли бы к общему мнению по спорным вопросам Исламского образования и просвещения.