Единороссы хотят русифицировать мигрантов

Законопроект касается мигрантов, в работе которых предполагается широкий круг общения, — они должны знать русский язык.

Группа депутатов от «Единой России» во главе с первым вице-спикером Госдумы Олегом Морозовым внесла поправки в законопроект о правовом положении иностранцев. По замыслу авторов поправок, иностранные граждане, намеревающиеся работать в России, должны представить документ, который подтверждает знание русского языка. К примеру, документ гособразца о получении образования на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 года или на территории РФ после 1 сентября 1991 года (школьный аттестат или диплом вуза).

Подтвердить знание можно и сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку. Объем знаний должен быть не ниже элементарного уровня владения русским языком, отмечается в пояснительной записке.

Это касается работников сферы торговли, ЖКХ и бытового обслуживания. Строителей, грузчиков, работников сельского хозяйства и рабочих на заводах закон, если вступит в силу, не коснется.

— Законопроект касается только тех мигрантов, в работе которых предполагается широкий круг общения, — объясняет «Известиям» логику документа один из его авторов Николай Булаев.

Некоторые эксперты оценили инициативу скептически.

— Эти сертификаты начнут продавать в метро после принятия закона, как медицинские справки, — считает завсектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

— Знание языка необходимо любому эмигранту, въезжающему в другую страну. Но важна и общая политика в отношении эмигрантов. Обучение мигрантов должно иметь целенаправленный характер не только в отношении языка, но и в отношении общепринятых культурных норм, — заявила замдиректора Российского института культурологии Нина Кочеляева.

— Этот закон окажется полезным только в том случае, если станет частью серии законов, регулирующих миграцию, в том числе трудовую. Но еще лучше, если бы, отойдя от проблем предвыборного периода, наши законодатели попытались формулировать направление работы через откровенную общественную и экспертную дискуссию, — считает президент Института религии и политики Александр Игнатенко.

Лидер «Конгресса русских общин», постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин вызвался помочь «Единой России» переписать законопроект. Встреча с единороссами пройдет уже 4 ноября в рамках круглого стола «Русский вопрос в современной России. Стабильные межнациональные отношения — основа народного единства». КРО и партия власти проведут это мероприятие совместно.

— Например, в Шенгене, если речь идет о регулировании миграционных потоков, действуют две визы — 10-дневная, которая не дает права на трудоустройство. И есть другая виза — с правом на работу. Ее получение требует обязательного собеседования с сотрудником соответствующего консульства. Вопрос решается прагматично, путем непосредственного общения с носителем языка, — делится опытом Рогозин. По поводу «справок», которые предлагают предъявлять единороссы, Рогозин иронизирует: «Вы и диплом не прочтете, который был написан на местном языке».

При этом лидер КРО настаивает на том, что собеседования должны проводить сотрудники российского консульства. Однако, по мнению Рогозина, МИД не знает объемов трудовой миграции, которые направляются в Россию. А на миллионы мигрантов консульских работников просто не хватит.

— В любом случае МИД и другие профильные ведомства должны внести изменения в этот законопроект, — полагает Дмитрий Рогозин.

Он напомнил, что в некоторых странах правительство обязывает приезжих, намеревающихся трудиться и проживать в этой стране, смотреть фильм про эту страну.

— В Нидерландах нужно знать политическое устройство, краткую историю этой страны, традиции, нравы. Помимо знания языка требуется «прививка» к тому, чтобы въезжающий в страну трудовой мигрант принял ценности этого общества, разделял их по крайней мере на время своей работы, — утверждает политик

По его словам, «Конгресс русских общин» готов «взять в проработку» этот законопроект.

—Мы можем, во-первых, разработать поправки к нему исходя из западного опыта. А во-вторых, предложить форму правоприменительной практики.