«Из России в Турцию не иммигрируют, а эвакуируются»

Беженец-мусульманин рассказывает о том, как его семью приняли в Стамбуле.

Как вы думаете, могут ли, к примеру, несколько человек, оказавшихся в глухом ночном лесу, объяснить тысячной стае обезумевших от голода волков, что пожирать людей нехорошо? А смогут ли они сразиться со зверьем на равных? Что в таком случае подсказывает разум? Беги… спасайся… сделай все, чтобы спастись… Так считает мой собеседник — координатор медиапроекта «Голос Ислама» Дмитрий Хамза Черноморченко.

Другого пути нет?

Иммиграция… нет, даже не так — эвакуация. Таков, по его мнению, выход для любого мусульманина в России, который хоть немного участвует в исламском призыве и пытается говорить правду о политической обстановке в стране.

Хамза — один из новых мухаджиров в Турции. Он уроженец Черкесска. Ислам принял (или, как выражаются сами русские мусульмане, вернулся в него) довольно давно. Будучи неплохо образованным в этом отношении, возглавлял мусульманскую общину Нового Уренгоя, был имамом местной мечети, ныне закрытой властями. В настоящее время обустроился в Стамбуле, но продолжает руководить изданием «Голос Ислама» и утверждает, что единственным способом сохранить религию, семью, честь и даже жизнь является сунна (метод) пророка Мухаммада и его сподвижников — хиджра (переселение по идейным мотивам).

Черноморченко уверен в бесполезности как мирной общественно-политической деятельности, так и, тем паче, применения силы.

«В сложившейся сегодня в России внутриполитической обстановке позиция мусульман, которые надеются поменять свое положение митингами и привлечением внимания правозащитников, не выдерживает никакой критики, — полагает он. — Имеется и другое мнение: мол, надо бороться за свои права путем ухода в лес. Но оно с каждым днем все больше теряет актуальность, так как за 20 лет этой борьбы «лесные» не приблизились к своим целям. Ни одна из кавказских республик не получила независимости, им не дали даже одного квадратного метра, на котором они могли бы провозгласить законы шариата. И, как и раньше, наших братьев, ведущих хоть какую-то исламскую деятельность, продолжают убивать, сажать по сфабрикованным уголовным делам, а наших сестер сейчас стали еще и насиловать».

Духовные управления мусульман (в рядах одного из которых служил и Хамза) балансируют, по его словам, на грани жизни и смерти. Государство и спецслужбы вмешиваются в дела любой религиозной общины — где и когда считают это необходимым: убирают одних имамов и муфтиев, расставляя на их места себе угодных, а там, где это в принципе оказывается невозможным, либо «зачищают» все под корень, либо подсаживают своих «экспертов» и «советников» для «координации деятельности».

«Да, есть и «неприкосновенные», но практика последних лет показала, что любая свобода и неприкосновенность для мусульманина в России — лишь временна», — говорит наш собеседник. То есть, иначе говоря, любой союзник или прислужник власти завтра может стать новым объектом для преследования.

«Что уж тут говорить, когда так называемые «народные избранники» с центральных каналов ТВ призывают правительство изолировать мусульманскую часть общества, обмотать Северный Кавказ колючей проволокой, стерилизовать наших женщин и не выпускать никого из этой зоны. Федеральные СМИ, нагнетая обстановку, навязывают обществу мнения неких «экспертов», которые обвиняют все активные течения и группы ислама в ваххабизме и призывают правительство к решительным действиям против, по их подсчетам, 700 тысяч граждан, которых надо либо уничтожить, либо выслать из страны, лишив гражданства. Трудно не заметить в этих условиях «истинного лица» существующей системы», — констатирует Хамза.

Судьба мухаджира

«Я сам прошел через многие испытания в нашей стране, и ужас бесправия и безысходности порой сковывал меня по рукам и ногам. Я долго рассуждал о необходимости переселения, было много страхов и сомнений. Но однажды я принял решение, которое впоследствии стало для меня действительно знаковым. И уже в самом начале своего переселения я столкнулся с тем, что для мусульман России сегодня это уже не иммиграция, а настоящая эвакуация», — признается наш собеседник.

По его словам, ежемесячно тысячи семей из Татарстана, Башкирии, Северного Кавказа и других территорий РФ эвакуируются в сторону Египта, Турции, Сирии, Катара, Саудовской Аравии, Йемена и так далее. «Я не берусь настаивать на какой-то конкретной цифре, я лишь делюсь своими впечатлениями. В Стамбуле, например, сегодня нет ни одного района, где бы вы не встретили семьи именно русских мусульман», — утверждает он.

Черноморченко с восхищением вспоминает: Стамбул встретил его поздравлениями братьев, прекрасной осенней погодой, торжественным открытием новой линии метрополитена прямо под проливом Босфор и множеством чисто мусульманских радостей, о которых в России он мог только мечтать — огромным количеством мечетей с раскатывающимся, как гром, по всему Стамбулу азаном, бесчисленными кафе-ресторанами исключительно с халяльным меню, исламскими средними школами, джамаатовскими детскими садами и многим другим, что захлестнуло его бурей эмоций и впечатлений.

«В Стамбуле сегодня открываются медресе, где главный международный язык — русский, много русскоязычных общественных организаций (дернеков), которые уже заслужили репутацию и могут ходатайствовать даже за гуманитарные привилегии для своих переселившихся участников. Все мухаджиры из России поддерживают связь между собой, по возможности помогают друг другу», — поведал Хамза.

Но самое главное, говорит он, это свобода, которой здесь так много, что порой боишься даже задохнуться от нее. «Я встречал здесь братьев из всех запрещенных в России групп. И, что совершенно неудивительно, вопреки навязываемой у нас в стране пропаганде — я хочу еще раз акцентировать на этом внимание — все эти группы запрещены и находятся вне закона только в нашей стране и ее советских аппендиксах», — напоминает наш собеседник.

Сегодня — в гостях, завтра — дома

Воспитание детей в свободной стране — вне оков стереотипов и предрассудков — было и остается для Хамзы основной задачей, ради которой он решился на переселение.

«По протекции моих новых турецких друзей я с одним из своих сыновей, пятилетним, оказался в детском саду, которые здесь называют «джамаатовскими». Внутрь здания меня пустили лишь однажды — для знакомства с директором, так как весь персонал заведения — это сестры-мусульманки. У этого детсада есть своя страничка в «Фейсбуке», и там у меня была возможность ежедневно видеть в массовых фотоотчетах, как моего сына обучают турецкому языку, как их учат жить по исламу, сопровождая необходимыми дуа (молитвами), как группами они заучивают суры Корана… И, конечно же, всевозможные детские игры, развлечения, походы в парки и кинотеатры. Вопрос халяльности питания в детском саду вообще не стоит — и речь идет не об этом конкретном детском саде: во всей Турции повсюду продается исключительно халяльное мясо», — рассказывает русский муджахир.

По его словам, услуги такого детсада стоят меньше, чем любого частного заведения в российской глубинке. С одним лишь отличием: в Турции в цену включена доставка ребенка от подъезда в сад и обратно. Со школьниками ситуация тоже упрощена до предела. Как только родители получают долгосрочную визу (в принципе, это несложно и быстро), ребенка оформляют в ближайшую государственную школу по месту прописки.

Черноморченко напоминает: еще будучи премьер-министром Турции и выступая на одном из собраний Партии справедливости и развития, Реджеп Тайип Эрдоган призвал турецких граждан осознать ответственность перед братьями-беженцами, назвав свой народ «ансарами», а беженцев «мухаджирами».

«Действительно, сейчас в мире нет больше ни одной страны, которая бы принимала у себя в гостях такое большое количество беженцев-мусульман, давала им возможность легализоваться, обустроить быт, найти бесплатные курсы языка, устроить детей в государственные школы, — резюмирует Черноморченко. — В Турции созданы все условия, чтобы каждый мухаджир почувствовал себя как дома. Поэтому Турция сегодня является примером для каждого государства, которое называет себя исламским».