Эксперт: из-за болонской системы образование у нас стало хуже

Российский студенческий союз убежден, что в этом виновато министерство образования.

Болонская система образования вводится в России интенсивно и повсеместно. О нововведении много говорят, спорят, отмечают его плюсы и минусы. Однако как обстоят дела с реализацией этого глобального проекта? Тут, как всегда у нас бывает в России, все идет вкривь и вкось. За примером далеко ходить не надо, вот он, прямо «с пылу, с жару»: магистратура может стать исключительно платным удовольствием.

В связи с этим Российский студенческий союз (РСС) намерен подать в суд на вузы, которые предоставляют обучение в магистратуре в качестве первого высшего образования только на платной основе, сообщается на сайте организации. РСС считает, что тем самым учебные заведения нарушают Конституцию РФ, Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании», согласно которым «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении». Между тем вузы лишают студентов возможности получить бесплатное высшее образование.

Вину за сложившуюся ситуацию РСС возложил на министерство образования и науки, т. к. политика ведомства направлена «на уменьшение государственного заказа на дипломированных специалистов».

KM.RU связался с заместителем председателя Российского студенческого союза Алексеем Крапухиным, который пояснил позицию организации и разъяснил свое видение болонской системы.

– Скажите, готов ли уже иск? Обрисуйте всю ситуацию.

– Сейчас заканчивается вступительная кампания в магистратуру. Когда будут сформированы списки поступивших в магистратуру, мы в начале учебного года будем подавать в суд. К нам сейчас обращаются бакалавры; в принципе, с этого и началась история. Большое количество бакалавров не смогли поступить в магистратуру на интересующие их специальности, в интересующий их вуз, потому что она там платная. Возможно, от лица этих бакалавров и будем подавать иск (схема еще не отработана), или подадим коллективный иск.

– Те бакалавры, которые не поступили в магистратуру, желали продолжить образование по тому же направлению?

– Да. Например, бакалавр учится на химическом факультете МГУ. Ему, конечно, говорят: «У нас в вузе есть другие естественные науки». Но он не может пойти на физический факультет, а на химическом вся магистратура сейчас платная. Это касается и некоторых других специальностей: например, в Московском университете – юридический факультет, факультет журналистики. Мы изучили большой список университетов по всей стране, во многих из них магистратура платная. Например, Российская академия народного хозяйства и государственной службы…

– Вы связывались с самими вузами? Чем они объясняют ввод платы за обучение в магистратуре?

– У всех – совершенно разные оправдания. Кто-то говорит, что была слишком поздно получена магистерская аккредитация, они не успели подать списки на бюджетные места в Минобрнауки. Кто-то говорит, что у них слишком мало выпустилось бакалавров, поэтому они не могут принимать на бюджет магистров. Кто-то заявляет о том, что министерство образования распределило места неправильно и несправедливо, или выделило слишком мало мест на магистратуру. Действительно, виновно именно министерство образования. В конечном счете такие непродуманные решения привели к ситуации, что переход на болонскую систему привел к еще большей коммерциализации высшего образования.

– Против кого будет Ваш иск – против Минобразования или вузов?

– Против конкретных вузов. Мы посмотрели по всей стране: у нас есть конкретные вузы, конкретные факультеты, конкретные направления.

– Что будут делать те бакалавры, у которых не было возможности попасть в магистратуру бесплатно?

– Возможность поступить на платную основу есть не у всех. Они или будут дожидаться, когда мы добьемся того, чтобы было хоть какое-то количество бесплатных бюджетных мест на некоторых факультетах, и будут поступать не в этом, а в следующем году, или же им придется поступать в другие вузы. Есть бакалавры, которые готовы подать заявление в магистратуру. Если их не примут, будем судиться.

– Как Ваша организация и Вы в частности оцениваете болонскую систему?

– Болонская система, как мы знаем, введена по всему Европейскому союзу. Эта система не такая уж плохая, но она отвратительно реализуется в нашей стране, а это приводит к тому, что образование у нас стало хуже.

– У нас студент после магистратуры может идти еще в аспирантуру, а в Европе все это не так. Как Вы оцениваете наслаивание двух разных образовательных систем, российской и европейской?

– По-английски «аспирант» – «postgraduate student». Если там человек действительно должен выдержать серьезные вступительные испытания в аспирантуру, количество мест там ограничено, то у нас даже в аспирантуре предоставляются бесплатные места, а в магистратуре серьезно разнятся цифры: число магистерских бюджетных мест в три раза меньше числа бакалавров. Но ведь магистратура – это не аспирантура, а вторая ступень первого высшего образования, поэтому она должна быть бесплатной. В ней должно быть такое же количество бесплатных мест, как в бакалавриате.

– Получается, Вы предусматриваете такую возможность, чтобы все бакалавры далее поступили в магистратуру?

– Да, иначе получается несправедливо: тот, кто окончил вуз до введения болонской системы, получил полноценное высшее образование, а сейчас мы будем выпускать недоучек, потому что не все люди могут уплатить нужные суммы (зачастую очень высокие) для обучения в магистратуре.

– Если я правильно поняла, то Вы считаете, что бакалавры – это недоучки?

– Не совсем недоучки, но все-таки и не специалисты, несмотря на то, что нам говорят, что бакалавры во всем мире пользуются спросом у работодателей. Но все равно, 3-4 года – это неполноценное высшее образование; это не 5-6 лет. Я считаю, что должна быть введена система, когда, например, в первый год все бакалавры имеют право поступить в магистратуру, а далее по всей стране будет выработана статистика: там будет определяться, 80 или 50% бакалавров смогут бесплатно поступать в магистратуру.