Московский муфтият хочет провести Курбан-байрам под крышей

Как стало известно «МН», этой осенью москвичи, возможно, уже не увидят многотысячных скоплений мусульман, переполнявших улицы у столичных мечетей в дни больших исламских праздников год назад. Зампред Центрального духовного управления мусульман РФ Альбир Крганов сообщил вчера на пресс-конференции в РИА Новости, отвечая на вопрос «МН», что столичный муфтият официально попросил мэра Москвы Сергея Собянина предоставить для праздничных богослужений закрытые помещения – например, концертные или выставочные залы.

В прошлом году столица испытала нечто вроде культурного шока: в дни главных мусульманских праздников – Ураза-байрам и Курбан-байрам – улицы в окрестностях мечетей, особенно Соборной мечети у спорткомплекса «Олимпийский», заполнялись десятками тысяч верующих, которые молились прямо на улице из-за нехватки места внутри мечети и на огороженной территории вокруг нее. Улицы блокировались для движения автотранснпорта и пешеходов. У мечети в Отрадном, которая построена на средства частных вкладчиков в 1996 – 1997 годах, на Курбан-байрам прямо на улице произошло жертвоприношение баранов. Жертвоприношение – часть традиции, но производить его посреди города не позволяют ни административные нормы, ни правила санитарного контроля. Кровавые кадры были широко растиражированы телеканалами. Сравнительно новая для Москвы картина массового намаза на улицах и кадры с жертвоприношениями стали в некотором роде эмоциональным предисловием к всплеску межэтнической вражды в декабре 2010-го, который вылился в массовую акцию на Манежной площади.

Глава центра изучения межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева считает, что Москве не хватает мечетей: «Нужно рассредоточение мечетей. Когда их больше, вне помещений мусульман не видно. Сами имамы должны говорить: «да, мы соблюдаем свои традиции, но мы должны соблюдать и местные нормы». Если они нас позовут на свой праздник, мы с удовольствием поучаствуем. В Татарстане Сабантуй стал всеобщим праздником, потому что его празднуют все. Понимаете, это их право – резать баранов. Это реализация культурных норм. Но вторая правда в том, что они должны понимать: лучше делать это так, чтобы не было неприятно местному населению».

По данным собеседников «МН» из числа московских мусульман, число их единоверцев в столице доходит до 3 млн человек, а возможно, и превышает эту цифру. Академические эксперты ставят эти данные под сомнение: Институт религии и политики, к примеру, в 2009 году оценивал число мусульман в Москве в 500–800 тысяч человек – правда, с тенденцией к быстрому росту. В любом случае понятно, что речь идет о значительной численности. Между тем, кроме уже упомянутых Соборной мечети на Проспекте Мира и мечети в Отрадном, существуют лишь Историческая мечеть на Большой Татарской, Мемориальная мечеть на Поклонной горе и мечеть в посольстве Ирана, посещение которой возможно далеко не для всех.

Рост числа мечетей мог бы снять проблему переполнения уже существующих мечетей, и праздники перестали бы превращаться в повод для роста взаимного раздражения общин. Но прошлой осенью попытка властей выделить участок для строительства мечети в Текстильщиках вызвала бурю негодования местного немусульманского населения: ясно, что развернуть широкое строительство дополнительных мечетей власти города в таких условиях не решатся.

19 июля Владимир Путин заявил на встрече с лидерами конфессий и этнических общин в рамках «Народного фронта», что, «переезжая в нетрадиционные для себя регионы России», мигранты обязаны уважать язык, культуру и обычаи местного этнического большинства. Это напрямую относится к массовым мусульманским богослужениям по праздникам. Взрывной рост численности прихожан мечетей в такие дни обеспечили именно мигранты-мусульмане: без них места в мечетях хватало всем желающим. Напряжение у жителей столицы вызвала как раз неожиданная массовость, меняющая облик города, а не мусульманский праздник как таковой.

Созданное зимой этого года Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона, кажется, нашло вариант решения проблемы. Во время «круглого стола» «Религиозные деятели за межрелигиозное и межнациональное согласие в России» его глава Альбир Крганов сказал «МН», что управление обратилось к Сергею Собянину с просьбой предоставить для праздничных богослужений некое крытое помещение. «Мы уверены, что городские власти пойдут нам навстерчу. Для такой цели подошел бы концертный зал или выставочный комплекс. Это возможно по шариату, и не дело, когда верующие стоят на улице, на холоде, в снегу», – сказал Крганов.

В декабре прошлого года, при учреждении московского муфтията, Крганов уже предлагал перенести праздничную молитву в Соборной мечети на Проспекте Мира в спорткомплекс «Олимпийский». Центральная арена «Олимпийского» вмещает 30 тыс. зрителей. Если учесть, что во время молитвы могут быть задействованы не только и не столько трибуны, сколько сама арена, комплекс, вероятно, смог бы вместить всех желающих. По некоторым оценкам, в день Курбан-байрама в 2010 году у Соборной мечети собралось около 70 тыс. мусульман. Сопоставимой штатной вместимостью обладает в Москве лишь одно сооружение: Большая спортивная арена «Лужников» рассчитана на 78 360 зрителей. Проблема, пожалуй, лишь в том, что «Лужники» – домашний стадион московского «Спартака», значительная часть фанатов которого, вероятно, не одобрила бы превращения поля стадиона в гигантскую мечеть, пусть и временно.

Ураза-байрам в 2011 году приходится на 20 сентября, Курбан-байрам – на 27 ноября.