Почему нас волнует лишь собственная выгода?

События на Дальнем Востоке оживили почивший было страх перед революцией. Еще не так давно у нас радовались тому, что в России «оранжад не прокатил». Это выдавали за устойчивость политической системы. Между тем, как выяснилось, боятся у нас не того, чего надо. Совсем не того. Несколько сот «несогласных» с их совершенно унылым протестом никого не тронули.

Впрочем, никого не тронули и акции националистической общественности с ее пресловутыми «русскими маршами». Это опять-таки несколько сотен столичных активистов, малоинтересных кому бы то ни было, кроме самих себя.

Но вот совсем иной коленкор – волнения в регионах. Причем, такие волнения, которые прямо касаются личной выгоды, а не каких-то там высоких идеалов. Вообще, майданный оранжад выявил одно очень показательное отличие Украины от России. Украинское общество очень идеократично, в отличие от нашего. (Точнее сказать так – было идеократическим, сейчас все может быть и по-иному.) Народ там поймали на «идеал». Дескать, как же можно терпеть издевательства начальства над собой, над свободой! Что же нам – слабо быть свободными? И сотни тысяч ответили с воодушевлением – нет, не слабо. «Мы не быдло, мы не козлы».

Последующее показало, что людей опять обманули, да еще как цинично. Новое начальство (впрочем, такое ли уж новое?) устроило на Украине редкостный бардак – как издевательскую «альтернативу» диктатуре.

Однако в России идеализм разнообразных, но малочисленных «несогласных», оказался невостребованным. Все как-то поняли, что лучше не будет, а вот хуже – вполне. Вместо одной «вертикали» появится сразу же несколько «вертикалек», которые с утра до вечера будут выливать друг на друга помои, выдавая этот малоаппетитный процесс за «свободу».

Но грянул Кризис, и стало хуже. И это породило определенный спрос на радикализм. Конечно, не идейный, а сверхпрагматический, эгоистический, местнический. И дальневосточная «буча» выявила это предельно отчетливо.

Оказалось, что люди у нас готовы подняться на протест за сохранение неправильного, но выгодного порядка вещей. То есть – выступить в роли этаких «охранителей», только со знаком минус. Регион сидит на «спекулятивной игле», и тамошнее благополучие зависит от торговли иномарками. Это ненормально — и рано или поздно это «рванет» — вместе с сотнями других аналогичных безобразий. Но это пытаются сохранить, устраивая массовые акции. Да какие – с японскими флагами. И при этом еще кое-кто поминает «Дальневосточную республику»

Нет, можно, конечно, долго говорить о том, что ситуация с иномарками в Приморье сложилась по вине «режима», который все развалил и заставил людей «вертеться» с японскими «тачками». Действительно, разваливали у нас в свое время капитально. Но ведь тут возникает масса вопросов. Например — почему «несчастные жертвы» годами все это терпели, однако же не пытались исправить ситуацию и вышли на улицы только тогда, когда возникла угроза их доходам? Вот это и печально — думают у нас не о том, как сделать правильно, но о том, как все сварганить выгодно. Потому и японские флаги у «протестующих». Это как бы «сигнал» — данный кому надо. Типа, невыгодно жить в «рашке», поклонимся «япошке». Делов-то.

Могут возразить, что от масс нельзя требовать какой-то там высокой сознательности. Скажут, что им, массам, надо детей кормить, а не о высоких материях рассуждать. Допустим. И обойдемся без «комиссарских» призывов к всеобщей сознательности. Но ведь должно же у нас, через 17 лет после развала СССР и начала разрушительных «реформ», найтись достаточное количество «активистов» из пострадавшего большинства, как местных, так и столичных. Такие бы активисты объяснили — почему ситуацию надо менять – но, конечно, не за счет людей, а посредством необходимых преобразований во всех сферах жизни. Однако нет, вместо этого прокатилась волна популизма, который предполагает солидарность не столько с людьми, сколько с безобразной ситуацией на местах. «Гиганты» оппозиционной мысли почувствовали, что сейчас самое время начать ловить жирную политическую рыбку в мутной воде Кризиса. Они уверены — главное ослабить ненавистный «режим». А уж какой ценой – дело десятое. Именно так мыслили в 1991 году. И потом рвали повсюду волосы, кляня себя за неосмотрительность. Впрочем, рвали не все, наиболее продвинутые «индивидуи» успешно пристроились все у тех же самых бюрократических кормушек.

Увы, но культ выгоды распространился. Вот и в «националистической оппозиции» кое-кто немедленно ухватился за дальневосточную бучу, вообразив, что это – «звездный час». Договорились даже до того что АвтоВАЗ, дескать, уже не поднимешь – нужна эвтаназия. А потом – все с нуля.

Занятно наблюдать, как потирает руки в предвкушении политической поживы вся эта московская «патриотическая» туса, которая способна вывести на улицы лишь несколько сотен. Вот уж кого, а их-то точно пошлют по известному адресу. С их-то нулевой организацией…

Боюсь, что Кризис вызовет именно такой «протест», при котором во главу угла будет поставлен сугубо эгоистический, местнический интерес. Не общенациональный, а именно местнический. И не случайно, что нынешняя «буча», которая уже стала разворачиваться, носит именно региональный характер. Сейчас, судя по всему, будут активно эксплуатировать зависть к «зажравшейся Москве». И в условиях Кризиса, который несет разного рода лишения, эта зависть может реально поднять массы.

У кого-то была «революция роз», замаскированная красивыми словами и лозунгами. У нас же особо изощряться не будут, и предложат какую-нибудь «революцию покрышек». А что, вполне в автомобильную тему.

Да, все ищут выгоды. Но вот только от «большой бучи» выгадают те, кто лучше всех навострился делать выгоду. Это коррумпированная бюрократия и криминал. Они, в случае ослабления или распада страны, установят в регионах такую диктатуру, что мало не покажется. Сегодня есть Центр, который не заинтересован, чтобы на местах «слишком чудили». Но с ослаблением его (или даже с демонтажем) никакого сдерживающего фактора уже не останется. Не надеяться же на «гражданское общество», которое мало того, что неорганизованно, так еще и мыслит в духе «революции покрышек».

Александр Елисеев, кандидат исторических наук, политолог, философ