Россияне охладели к здоровой еде, но полюбили вкусную

В течение последних пяти лет россияне увлеклись вкусной пищей, но забыли о здоровой, показало исследование компании «Комкон». Они пристрастились к фастфуду, стали меньше покупать экологически чистых продуктов и обращать внимание на состав продуктов на этикетках. Целый ряд продуктов, позиционировавшихся как «здоровые», потерпел неудачу.

Еще два-три года назад маркетологи и предприниматели оптимистично отзывались о перспективах продуктов здорового питания в России, ссылаясь на рост благосостояния в стране и появление прослойки активных людей, для которых «здоровый образ жизни — больше, чем слова». Однако оказалось, что Россия еще не созрела для того, чтобы вслед за Западом здесь появился рынок «экологически чистых продуктов». Более того, как свидетельствует исследование трендов потребительского поведения, проведенное компанией «Комкон», тенденция движется совершенно в обратную сторону.

Нездорово жуем

С 2003 по 2007 гг. количество россиян, готовых переплачивать за экологически чистые продукты, уменьшилось почти на 3%, цитируют «Ведомости» результаты исследования «Комкона». В то же время количество жителей России, предпочитающих фастфуд, увеличилось на 8%, а москвичей и того больше — на 10%. Число вегетарианцев сократилось на 5%, зато ряды убежденных едоков мяса выросли на 4%. Все реже наши соотечественники утруждают себя изучением состава продуктов на этикетках. А количество москвичей, следящих за калорийностью еды, упало с 21% в 2004 г. до 18% в 2007 г.

Как видим, все показатели, которые отражают стремление питаться более здоровой едой, за последнее время только снизились.

Побыстрее да посытнее

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка подтверждают данные исследования. По их словам, россияне предпочитают вкусную еду полезной, а быстро приготавливаемую — натуральной. В частности, рынок растворимого кофе стабильно растет на 10-15% в год, в то время как рынок натурального кофе в зернах увеличивается только на 3%.

Предпринимателям, сделавшим ставку на якобы набирающую популярность здоровую пищу, в частности, био- и экопродукты, пришлось испытать множество разочарований.

Ритейл в прайм-сегменте развивается с очень большим скрипом не столько из-за недостатка обеспеченной аудитории, сколько из-за ее небольшого стремления покупать экологически чистые продукты. В 2005 г. в Москве закрылся экомаркет «Рыжая тыква», в феврале 2008 г. — супермаркет органической еды «Био-Гурмэ», а экомаркет «Грюнвальд» так и не смог стать сетью, вопреки планам создателей.

«Полезные продукты» пока вынуждены довольствоваться положением в узкой продуктовой нише. Гораздо большего успеха добиваются ритейлеры, нашедшие баланс между вкусной и полезной едой, говорят игроки рынка. К примеру, холдинг Media Arts Group позиционирует свои продукты на четыре типа людей со своим «пищевым поведением»: приверженцем разнообразия; вкуса и сытности; быстрого питания и здоровой еды. Показательно, что последняя группа — самая малочисленная.

В 2005 г. Danone из-за недостаточного спроса прекратила выпуск в России молочных продуктов под маркой «Виталиния», предназначенные для тех, кто следит за весом. А в российском меню ресторанов McDonald´s всего два салата, тогда как в США и Европе их около пяти. Не нашел широкого признания и потому не сделал обещанной революции и био-овсяный продукт Velle основателя компании «Быстров» Сергея Выходцева.

Надо, но не хочется

Эксперты из «Комкон» все же призывают не ставить крест на интересе россиян к правильному питанию. На самом деле, говорят они, интерес к здоровому образу жизни, в том числе и здоровой пище, растет. Просто он пока не всегда подкреплен конкретными действиями, и часто причиной тому — дороговизна или труднодоступность здоровых продуктов, а порой и разочарование потребителя: бывает, что производители позиционируют свои продукты как здоровые, хотя на деле они таковыми не являются.