РПЦ предлагает переписать закон «О рекламе»
Международный скандал вокруг рекламной кампании Coca-Cola может иметь продолжение. В Русской Православной Церкви считают, что закон «О рекламе» должен содержать статью о запрете религиозных сюжетов в рекламе транснациональных компаний.
Это продолжение истории, начавшейся в декабре, когда на одном из интернет-сайтов две нижегородки выложили фотографии рекламы на фирменных холодильниках с изображениями куполов нижегородских храмов, памятника Минину и Пожарскому и набатного колокола внутри силуэта бутылки Coca-Cola. Особенно православных активистов возмутило то, что встречаются «умышленно перевернутые изображения» соборных крестов.
В итоге 440 православных верующих из Нижнего Новгорода обвинили компанию Coca-Cola в распространении «кощунственной рекламы, оскорбляющей религиозные чувства и унижающей национальное достоинство». Коллективные обращения с просьбой запретить рекламу и наказать руководство компании были направлены в прокуратуру Нижегородской области, губернатору и архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию с просьбой «возвысить голос в защиту православных святынь».
Поначалу руководство Соса-Cola вяло отреагировало на известие, заявив, что это частное пожелание, и жители других городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы — не высказали претензии по этому поводу.
Но вскоре ситуация изменилась. Издание Guardian пишет, что Соединенные Штаты учли толерантность Кремля по отношению к Западу, и Coca-Cola решила пойти в данном случае на уступки. Тем более, что у компании большие планы по развитию бизнеса в России. В конце января ее руководство должно прибыть Россию для выбора нового места для строительства пятнадцатого по счету завода в стране.
В официальном заявлении компании на этой неделе говорится, что реклама на холодильниках будет в ближайшее время заменена.
Требования РПЦ
Пресс-секретарь Нижегородской епархии РПЦ протоиерей Игорь Пчелинцев положительно оценил инициативу группы верующих нижегородцев: «Граждане возмущаются — и правильно делают. Мы положительно оцениваем их инициативу, так как перевернутые кресты и храмы на холодильниках с «Колой» — это сродни богохульству».
«Но только у нас огромное количество безнравственной рекламы повсюду! Нужно зарегистрировать права религиозных организаций на свои символы и защищать эти права по закону», — отметил Пчелинцев в интервью РИА «Новости».
Священнослужитель выразил надежду, что нижегородский прецедент положит начало «широкому процессу» по совершенствованию российского законодательства в сфере рекламы, улучшению ее качества и сокращению количества. «В арабских странах тоже есть «Кола», но там наверняка невозможна такая реклама, как у нас — разгромят», — добавил собеседник агентства.
По словам главы службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Михаила Прокопенко, проблема заключается в том, что зачастую транснациональные корпорации не учитывают культурных, религиозных, мировоззренческих особенностей жителей тех стран, в которые они приходят со своим производством.
По мнению участников рекламной индустрии, введение такого закона было бы неактуально. «Профессиональный рекламист может обойти любой закон», — комментирует RB.ru вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.
«Гораздо больше проблем подобного характера можно решить благодаря влиянию общественных организаций, которые должны защищать культурные ценности и этические нормы, — считает он. — Например, скандальную рекламу ЦУМа сняли за одну ночь, как только разгорелась волна общественного негодования в интернете».