Сможет ли Россия спасти от финансового краха молодых граждан?
За последние месяцы государство успело помочь практически всем. Олигархам дало денег на содержание зарубежной недвижимости, самолетов и яхт. Предпринимателям пообещало кредиты и снизило налоги. Даже пенсии к 2010 году обязалось повысить в полтора раза. За бортом государственной опеки остался лишь средний класс, точнее, наиболее уязвимая его часть — молодежь.
Государственные мужи не устают повторять, что забота о среднем классе, об этих “молчаливых героях”, — важнейшая социальная задача в условиях кризиса. Что им нужно помочь с обслуживанием ипотеки, погашением потребкредитов, в спорах с работодателями, в других важных делах. Благие намерения упираются в споры о направлениях помощи. Здесь спектр предложений колеблется от единовременного погашения за счет государственных резервов части потребительских ссуд до скорейшего принятия закона о банкротстве физических лиц.
Впрочем, средний класс в подавляющем числе как-нибудь выживет. Многие из представителей “экономической соли” общества имеют стабильную работу, обладают высокой квалификацией, располагают каким-никаким имуществом. Да и кризис для большинства из них не первый. В то же время рядом с нами находятся те, для кого происходящее в диковинку, кто вырос в нефтяной сказке, кто всерьез уверовал, что финансовые деревья будут расти бесконечно. Эти люди — будущее нашей страны. Это молодежь.
На 1 января 2008 г. в России молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет насчитывалось 24,2 млн. человек. Во времена дефолта 1998 г. они либо еще учились в школе, либо только-только заканчивали институты, но в любом случае во взрослую жизнь вступали уже в эпоху стабильности. Та стабильность оказалась липовой, точнее, нефтяной, но антикризисного опыта у молодых ребят точно нет. В общем, если мы хотим, чтобы у России было будущее, — помощь молодежи становится безальтернативной.
О крыше над головой
Рецепты по спасению российской экономики появляются в наши дни как грибы после дождя. Однако практически все предлагаемые меры никакого отношения к большинству населения не имеют. Самым красноречивым индикатором приближающегося экономического хаоса является рост безработицы — по предварительным данным за ноябрь этого года, число официально зарегистрированных безработных выросло на 20,3%. Только за ноябрь! Скорее всего в следующем году общее число безработных превысит 10% трудоспособного населения, или 7,6 млн. человек.
Увеличение в полтора раза пособия по безработице, максимальный размер которого в следующем году составит 4900 рублей в месяц, не более чем красивый фантик от конфетки. Так, в Москве, одном из самых дорогих регионов России, на 1 августа 2008 г. средний размер пособия по безработице составлял 1378 рублей (при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в 7288 рублей в месяц). При этом в Москве пособие по безработице в минимальном размере (781 рубль) на 1 августа получали 54,8% безработных; в максимальном размере (3124 рубля) — 29,3% потерявших работу. После увеличения размеров пособий в полтора раза средний безработный москвич будет получать 2067 рублей. Живи и ни в чем себе не отказывай, пока служба занятости, предложив тебе три неприемлемых варианта, не исключит тебя из своих списков.
А теперь представьте, что с работы увольняют молодого человека, который недавно создал семью и, стремясь иметь крышу над головой, купил квартиру в кредит. Причем ссуду взял в валюте — по итогам 2007 г. валютной ипотекой воспользовалось почти 22% заемщиков. В то время нас усиленно убеждали в том, что Россия — тихая гавань в мировом кризисе. Теперь же все валютные кредиты стали высокорисковыми, причем риски множатся с каждым снижением курса рубля. В США накануне ипотечного кризиса доля высокорисковых кредитов в общем объеме ипотечных ссуд составляла 25%. В России — 22%.
Сегодня, оказавшись без работы и каждый день лицезрея “плавную” девальвацию (девальвация будет “плавной” лишь до конца года, в следующем году перейдя в “жесткую” фазу), наш “молчаливый герой” не знает, что делать со своими ипотечными обязательствами. А ведь у многих есть еще нетрудоспособные родственники, нуждающиеся в материальной поддержке, и дети, требующие расходов на качественное воспитание и образование.
Прожиточный минимум семей с детьми по итогам I полугодия 2008 г. (руб. в месяц)
Семья из 1 трудоспособного и 1 ребенка — 9472
Семья из 1 трудоспособного и 2 детей — 13 920
Семья из 1 трудоспособного и 3 детей — 18 368
Семья из 2 трудоспособных и 1 ребенка — 14 496
Семья из 2 трудоспособных и 2 детей — 18 944
Источник: Росстат.
По данным АИЖК, в 2007 г. средний доход ипотечного заемщика равнялся 30,2 тыс. рублей, а средний размер квартиры, приобретенной по ипотеке, — 50 квадратов. Большинство из тех, кто в последние годы приобрел собственное жилье, — молодежь. Чем государство может помочь им? Добиться от банков предоставления отсрочки? Но на отсрочку будут капать штрафные проценты. Предоставить банкам рефинансирование? Но большинство ипотечных кредитов и так замещено деньгами. Что тогда?
Во-первых, нужно продать часть жилья, выкупаемого сегодня регионами у финансово несостоятельных застройщиков (средняя по России цена выкупа составляет 40 тыс. рублей за кв. метр), молодым семьям с использованием рублевых ипотечных кредитов и предоставлением банкам-кредиторам государственных гарантий возврата. Гарантировать будут либо региональные бюджеты, либо АИЖК за счет федеральных средств. Государственная гарантия позволит исключить из процентных ставок рисковую составляющую, что, в свою очередь, уменьшит плату за кредит.
Во-вторых, все действующие валютные ипотечные кредиты необходимо перевести в рублевые по курсу на дату перевода. Если не принять такое решение в самое ближайшее время, через несколько месяцев “валютные” заемщики просто не смогут платить по счетам. Как известно, ипотечные кредиты выдавались исходя из того, что заемщик должен отдавать банку порядка половины ежемесячных доходов. Сегодня эта доля выросла до 60% (спасибо девальвации), завтра дойдет до трех четвертей замороженных кризисом заработков. При переводе валютных ипотечных кредитов в рублевые у банков возникнут убытки, по предварительным подсчетам, 20—25 млрд. рублей. Их-то и должно возместить государство, тем более что на поддержку ипотеки выделено в десять раз больше.
В-третьих, уместно субсидирование ипотечных процентных ставок на суммы свыше трех четвертей ставки рефинансирования Банка России (или свыше полной ставки рефинансирования, составляющей нынче 13%). Кроме того, на период 2009—2010 гг. следует заморозить условия договоров с “плавающими” процентными ставками на текущем уровне.
Учиться, учиться и учиться?
Летом нынешнего года в недрах Минобрнауки была закончена разработка очередной реформы высшего образования, согласно которой к 2012 г. из ныне существующих 1108 вузов “в живых” останутся не более 20%. Первоначально предполагалось потратить на реформу 1,2 трлн. рублей, из которых более половины должны были оплатить регионы, а 16% — частный бизнес. Теперь наполеоновские планы рассеялись как дым.
На что могли пойти испрашиваемые деньги? Посмотрите на разросшиеся вузовские автопарки, состоящие сплошь из дорогих иностранных автомобилей, обратите внимание на ремонтно-строительные работы, проведенные по завышенным сметам, ознакомьтесь с запредельными ценами, по которым закупалось научное и прочее “необходимое” оборудование, — и вам все станет понятно. В вузах воруют, а государство делает вид, что ничего не замечает. Многие ректоры, развращенные бюджетным дождем и постоянно возраставшими доходами от платного обучения, все последние годы использовали вверенные им вузы для коррупционного обогащения, обкрадывая и государство, и собственных коллег, и тех, кому они призваны передавать знания.
С наступлением экономического кризиса (если, конечно, власть озаботится проблемами молодых) в сфере высшего образования необходим ряд экстренных мер. Нет, речь пока не идет о беспристрастных внешних проверках и замене замшелого ректорского корпуса. Разговор о том, что в ближайшее время каждый государственный или муниципальный вуз (частным структурам государство не указ) должен представить в Минобрнауки план на 2009—2010 гг. по увеличению количества студенческих мест, оплачиваемых из бюджетов. Но не за счет роста финансирования, а посредством уменьшения внутренних расходов и реализации имущества, не имеющего отношения к процессу обучения. Причем минимальное увеличение объема “бюджетников” должно быть на уровне 10—15%. Поверьте, резервы в вузах есть.
Обязательными пунктами планов должны стать отказ от уменьшения заработной платы профессорско-преподавательского состава по сравнению с 2008 г., сохранение существующих параметров ассигнований на научно-исследовательскую деятельность, а также заключение договоров с предприятиями на подготовку для них специалистов в объеме не менее 50% от выпуска.
Отдельного разговора заслуживают расценки за обучение. Посмотрите на данные таблички — вам не кажется, что руководители некоторых вузов, как бы это помягче сказать… обнаглели?
Стоимость платного обучения в некоторых государственных вузах на 2007—2008 гг. по программам подготовки
специалистов (руб. в год). МГИМО 245 000—262 500
АНХ при Правительстве РФ 126 000—244 900
РГГУ 81 800—159 400
РУДН 75 000—225 000
МГТУ им. Н.Э.Баумана 64 400—74 500
МАМИ 40 000—46 000
МСХА им. К.А.Тимирязева 36 000—50 000
Источник: АНО НРА “РейтОР”.
Сегодня, когда из-за кризиса многие обучающиеся за плату студенты могут отказаться от получения образования, прайс-листы государственных вузов нужно заморозить на существующем уровне. А контроль за исполнением планов увеличения бюджетных мест, сохранением заработной платы и твердокаменностью расценок за учебу возложить на Минобрнауки России.
Сказка для неродившихся малышей
Естественная убыль населения продолжается, составив за январь—сентябрь почти 299 тыс. человек. И пусть рождаемость за этот период выросла на 8,2%, репродуктивный период “детей перестройки” заканчивается. Через несколько лет родителями должны будут стать те, кто родился в начале “лихих 90-х”. Вернее, должен был родиться, но так и не появился на свет. Если уже сегодня не принять ряд неотложных мер, через несколько лет рождаемость в стране будет ниже, чем в первые годы существования новой России.
Есть несколько назревших новаций, реализовать которые — значит поддержать молодое поколение. Тех, кто еще недавно собирался родить ребенка, да нынче серьезно призадумался.
Первое. На 2009 г. максимальный размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого не менее чем за 70 календарных дней до родов и столько же после разрешения от бремени, определен в размере 25 390 рублей в месяц. Хотя в законе четко сказано — “пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка”. Если мы не хотим еще большего углубления демографической ямы, а также учитывая, что во многих регионах в следующем году средняя зарплата будет выше 25 390 рублей, — пособие по беременности и родам необходимо выплачивать без ограничения верхнего предела.
Второе. В настоящее время ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года выплачивается в размере 40% среднего заработка, но не менее 1657,5 рубля по уходу за первым ребенком и 3315,2 рубля по уходу за вторым ребенком, а также последующими детьми. И в этом случае власть сэкономила на детях — ввела верхнюю границу пособия, равную сегодня 6630,4 рубля за полный календарный месяц. Можно ли растить ребенка на эти деньги? Если нет — к чему эти ограничения? Нехватку денег можно возместить парой-тройкой антикоррупционных расследований: полученных средств хватит на многие годы вперед.
Третье. Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года может быть предоставлен не только матери или отцу, но и бабушке, деду, другим родственникам или опекуну, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом в период нахождения в отпуске им выплачивается ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка. Знают ли люди старшего поколения, что они могут помочь своим детям, особенно если на носу пенсионный возраст, а шеф намекает на сокращение?
Время нахождения старших родственников в отпуске по уходу за внуком или внучкой должно включаться в страховой стаж отдельно от отпуска по уходу за собственными детьми с сохранением среднего размера взносов (например, за счет тех же резервов), что частично решит проблему досрочного назначения трудовой пенсии по старости. И еще — в настоящее время отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется только матери. Чем перед законодателями провинились нищие, по их меркам, отцы, бабушки, дедушки и другие родственники малышей?
Это наши проблемы
Росстатовские данные свидетельствуют: в благополучном первом полугодии этого года число наших сограждан, чьи доходы не дотягивали до официального прожиточного минимума, увеличилось с 18,9 млн. до 20,7 млн. человек. Вот они, итоги эпохи нефтяного изобилия — несмотря на все потуги, почти 15% населения России так и осталось за чертой бедности. Сколько нищих будет через год? Четверть страны? Треть?
Для тех, кто получает меньше официального прожиточного минимума, подоходный налог нужно отменять, компенсировав выпадающие доходы федерального и региональных бюджетов увеличением налогообложения высокооплачиваемых слоев населения. Да, это конец плоской системе налогообложения, но именно по такому пути шли западные страны, создавая и поддерживая массовый средний класс.
Для семей, где растут дети до 18 лет, а также учащиеся дневных отделений техникумов и вузов в возрасте до 24 лет, Налоговый кодекс РФ предусматривает стандартные налоговые вычеты в размере 600 рублей в месяц на каждого ребенка. Сегодня на каждого ребенка семья получает аж 78 рублей налоговых дотаций!
Счастье-то какое, особенно если помнить о том, что размер прожиточного минимума для детей по итогам II квартала этого года составил 4448 рублей. Пора положить конец государственному лицемерию и предоставлять налоговый вычет всем, кто растит детей, в сумме “детского” прожиточного минимума на каждого ребенка. Реализовать это предложение несложно: достаточно внести одно изменение в Налоговый кодекс и периодически пересматривать необлагаемый минимум по итогам предыдущего периода.
Наконец, нужно прекратить попытки возобновить практику потребительского кредитования, которое у многих людей, в том числе у молодежи, ассоциировалось с халявой. Если уж говорить об уроках кризиса, то нужно акцентироваться на особенностях уходящего потребительского бума. Кредитам были рады все. Население устраивала быстрота оформления, торговлю — рост реализации, банки — запредельные проценты, в отличие от ипотеки с лихвой покрывавшие риск невозврата. Процентная политика большинства банков была такой, что из трех кредитов одни лишь проценты по двум ссудам, доходившие до 90—100% годовых, позволяли покрыть убытки от невозврата третьего займа.
Если банкиры заморозят выплаты по потребительским кредитам тех, кто потерял работу и встал на учет в службах занятости, они немного потеряют. Ужесточение условий предоставления новых потребительских кредитов позволит уменьшить инфляционное давление на потребительский рынок, которое в следующем году на фоне роста тарифов естественных монополий, разгоняющейся девальвации, увеличения платы за заемные средства предприятий и удорожания импорта будет более существенным по сравнению с уходящим годом.
Россия ускоренными темпами скатывается в пучину экономического кризиса. Практически все стабилизационные меры, представленные в последние два месяца, либо не проработаны, либо не дошли до адресатов. До молодежи ли властям в нынешних условиях? Нет, конечно. Это наши проблемы. Это действительно наши проблемы.
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР СТИПЕНДИИ: II квартал
2007 г.
II квартал
2008 г.
в государственных, муниципальных вузах 600
900
в учреждениях начального и среднегопрофессионального образования
210
315
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет:
по уходу за первым ребенком 1500
1657,5
по уходу за вторым (последующими) детьми
3000
3315,2
Источник: Росстат.
Никита Кричевский