В Грозном прошла казачья конференция
В Грозном прошла казачья конференция, посвященная взаимоотношениям народов Кавказа.
До чего же земля наша талантами богата. Несмотря на все беды и страдания, выпавшие на долю терских казаков, они смогли сохранить свою самобытную культуру, традиции. В этом я вновь убедилась, побывав на праздновании Дня казачки в станице Наурская. Ровно 240 лет назад здесь произошла битва, вошедшая в историю, как пример доблести и отваги казачек, сумевших отразить нападение турок, решивших захватить станицу, когда мужчины были на фронтах первой русско-турецкой войны, и в селе оставались старики, женщины и дети. Турки и примкнувшие к ним горские отряды, не думали, что женщины окажут им такое мощное сопротивление. Но женщины, вместе с небольшим караульным гарнизоном, почти два дня держали оборону, отражая атаки врагов. Бились саблями, вилами, косами. Даже обливали нападавших горячими щами, приготовленными по случаю Духова дня. Стреляли из винтовок, захваченных у неприятеля, из пушек, которые перетаскивали с одного места на другое. Все валы возле станицы были усеяны трупами убитых турок. Казачки не только разгромили врагов, но и обратили их в бегство. В память о той славной битве, произошедшей 10-12 (22-24 по новому стилю) июня 1774 года, с тех пор отмечается День казачки. А к этой юбилейной дате приурочены были особые торжества, о которых я рассказала в статье «Непокорённые». Но за скобками остались вопросы, которые хотелось бы обсудить.
Для начала, давайте вспомним, что у Терского казачества богатая, славная история. Терское казачье войско (ТКВ) было сформировано в 1860 году, однако поселения казаков появились здесь еще в давние времена. С 1520 года тут селились казаки во главе с атаманом Андреем Шандрой. Тех, чьи станицы были по берегам рек (Терека, Малки, Сунжи), называли «терскими казаками», а живущих на горных склонах (гребнях) – «гребенскими». Станица Наурская, в которой проходили торжества, была основана в 1642 году. У каждого казачьего русского поселения на Кавказе — своя неповторимая история, свои обычаи, которые люди стремятся сохранить, передать потомкам.
Но ХХ век стал эпохой тяжелейших испытаний для казачества. В 20-е годы, большая часть народа подверглась истреблению, выселению, расказачиванию, которыми руководили Свердлов и Троцкий, а исполнителями были отряды латышей, китайцев, горцев. Массовое истребление казачества сопровождалось расчленением исконно казачьей Терской области между созданными после революции национальными республиками. С тех пор непрерывно шло вытеснение казачества с родной земли. Но, к сожалению, пока что трагедия Терского казачества не получила должной оценки. Не выплачиваются в полном объеме и компенсации потомкам репрессированных казаков, хотя в отношении других народов Кавказа подобная программа действует. Ждут казаки и возвращения своих земель, на которых могли бы возрождать общинные хозяйства.
В 80-90-е годы казаки попытались начать объединение. Но вместо этого власти искусственно начали делить их на «реестровых» и «не реестровых», т.е, на тех, кто вошел в государственный реестр и тех, кто остался вне него. Причем условия регистрации были столь кабальными и трудновыполнимыми, что не все казаки смогли их принять, и, по сути, казаков вновь попытались стравить, деля на «белых» и «красных».
Нет единства в казачестве и по сию пору, хотя именно сейчас, в преддверье новых испытаний и вызовов времени, оно необходимо, как никогда. Казакам не дают собраться в единую патриотическую силу, видя в них угрозу разрушительным процессам, подспудно набирающим обороты. И все же, несмотря на всевозможные препоны и трудности, казаки стремятся к консолидации. Это подтвердила и прошедшая на днях в Грозном первая региональная конференция «От Терека до Дона», в которой приняли участие представители ТКВ, Кубанского и Всевеликого войска Донского. Приветствие делегатам направил атаман ТКВ Вячеслав Пилипенко. От имени Главы Чеченской республики Рамзана Кадырова к собравшимся обратился министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Шаид Жамалдаев. Он выразил надежду на «результативность подобной встречи и налаживание межнациональных взаимоотношений».
У Терского казачества, действительно, накоплен богатый опыт взаимодействия с соседними народами. Веками тут активно развивалось «куначество», когда казаки и горцы на некоторое время обменивались детьми, чтобы те переняли язык и обычаи друг друга. Даже в традиционном казачьем костюме есть элементы горской одежды — бурка, черкеска, газыри. Слышатся зажигательные горские мотивы и в лихих казачьих песнях, есть элементы лезгинки и в казачьих танцах. Это результат давнего взаимодействия культур. Горцы, в свою очередь, перенимали у казаков навыки земледелия, скотоводства, виноградарства. Но не всегда эти отношения были мирными и безоблачными. Лев Толстой в повести «Казаки», которую он начал писать еще во время службы в этих краях, описывал набеги горцев на казачьи станицы. Впрочем, в момент испытаний горцы и казаки вставали плечом к плечу. Вместе они отважно сражались против турок в годы русско-турецкой войны 1877-78 г.г., в Первую мировую, в Великую Отечественную, во время войны в Афганистане. Эти славные страницы истории навсегда объединили наши народы и не должны быть преданы забвению.
Но, к сожалению, главной и не решаемой в должной мере, проблемой, остается отток русского казачьего населения с Северного Кавказа. В старинном русском городе-крепости Грозном, основанном русскими солдатами и казаками в 1818-году, русских обитателей почти не осталось. И не только война тому виной, исход русских начался еще раньше, военные кампании лишь довершили этот процесс. Почти ничто не напоминает о казачьем присутствии в станице Вознесенской в Ингушетии. Всё меньше казаков в дагестанском Кизляре, в многочисленных станицах возле Махачкалы, Хасавюрта, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Почти не осталось казаков в воспетых Толстым Наурском и Шелковском районах, ранее входивших в состав Ставропольского края и подаренных Хрущевым в 1957-м году Ч-И АССР. Русское население там сократилось почти с 90% до 12 %. Из 48 тысяч казаков, проживавших в Наурском районе в начале 90-х, сейчас осталось только 2.8 тысяч. По сути, это наше, русское Косово. И немало времени пройдет, прежде чем зарубцуются прежние раны и обиды. Но, и это подчеркивали все мои собеседники, Глава Чечни делает немало для улучшения межнациональных отношений. В Наурской возводится большой Православный Храм, который настоятель Наурских церквей благочинный отец Амвросий надеется освятить уже в этом году. У людей, несмотря на все тяготы и лишения, впервые появилась надежда на мирную жизнь.